5.0 0.5 4 42

Как оценить бизнес?

Елена Щугорева
Елена Щугорева
15 апреля 2013
1383
Оцените:
Как оценить бизнес?

Необходимость продать свой бизнес возникает по самым разным причинам. Так или иначе, это личное дело каждого владельца. Но у всех продавцов возникает одинаковый вопрос – как оценить бизнес, чтобы назначить реальную цену, которая бы полностью отразила его стоимость. Процесс этот довольно сложный, именно поэтому очень дорого стоят услуги профессиональных оценщиков. Если оценивать бизнес самостоятельно, то как овладеть способами формирования цены?

Распродажа бизнеса по частям

Итак, уважаемые продавцы, прежде, чем определять цену на свое предприятие, надо поинтересоваться, а зачем будущему покупателю эта сделка? Как это ни странно, но цена сделки будет зависеть от этого вопроса. Первая причина, которую вам может назвать покупатель – распродажа бизнеса по частям или перепродажа его полностью. К примеру, у вас построены цеха на выкупленной земле, в них есть оборудование, автомобили. Покупатель ваш может найти себе покупателей отдельно на землю, на станки, на автотранспорт, может захотеть помещения начать сдавать, или переоборудовать его под офисы, под торговый центр, под складской комплекс, и так же сдавать в аренду.  Может произойти еще более интересная история – покупателю совсем не интересно имущество, он покупает ваш бизнес из-за бренда, который вы продвигали очень успешно и он занимает лидирующие позиции на рынке. Продать такой бренд потом будет очень выгодно. В этом случае ваш бизнес будет продаваться по ликвидационной стоимости. Как вам будет ни обидно, но это означает конец дела, и стоимость всего бизнеса будет складываться из суммы цен отдельных его частей – материального имущества, земли и бренда (если таковой был создан).

Оценка по доходу

Вторая схема, по которой можно оценить фирму, это по доходу предприятия. Если вы видите, что покупатель вашего производства хочет его продолжать и развивать, даже если он будет его перепрофилировать и реорганизовывать, то цену надо назначать совсем по-другому. Здесь надо учитывать, что стоимость предприятия будет приравнена к инвестициям. Поэтому новый владелец получит не только имущество, но и всю будущую прибыль. Следовательно, в стоимость надо включить все перечисленное, и она будет на порядок выше, чем в первом варианте. Эта стоимость называется инвестиционной.

Совокупная стоимость

И третья, заключительная схема, рассказывающая, как оценить компанию, это совокупность двух вышеописанных цен – инвестиционной и ликвидационной. Именно этот способ дает наиболее точную оценочную стоимость. Ее надо устанавливать, когда ваш покупатель – профессиональный инвестор, который занимается приобретением и дальнейшим развитием предприятия. Такой инвестор редко остается надолго единоличным владельцем компании, он находит на часть ее покупателя, вкладывает деньги в развитие, потом получает прибыль от производства и единовременно – от продажи доли компании. Это для продавца будет самая выгодная цена. Если ваше предприятие на рынке довольно известное, то среди профессионалов слух о продаже предприятия разойдется довольно быстро, и лучше всего выбрать именно такое предложение. Кстати, чтобы подогреть интерес покупателей, постарайтесь разместить информацию о продаже на всех электронных досках объявлений.

Схема начисления

Чтобы понять, как оценить стоимость бизнеса, надо поставить себя на место инвестора. Все они пользуются таким понятием, как срок окупаемости проекта (предприятия).  То есть надо понять, за какой срок окупятся вложенные в предприятие средства, и как скоро оно начнет приносить доход. В этом и заключается самый верный способ оценки работающего бизнеса.  Еще 10 лет назад в России средний срок окупаемости малых и средних предприятий составлял около двух лет. Сегодня это уже 3 года. А крупный бизнес окупается еще дольше – за 5 лет. А в Европе аж до 8 лет!  Крупный бизнес требует больших вложений, но и отдача происходит быстрее.  Так вот, исходя из этого, и считают стоимость бизнеса. К примеру, бизнес – это ларек по продаже периодической печати. Приносит в месяц 50 тысяч рублей чистой прибыли. Он – собственность предпринимателя, то есть ваша частная собственность. А вот земля муниципальная, находится в долгосрочной аренде. Она в любой момент может быть возращена муниципалитету при необходимости. Следовательно, сам киоск может быть продан по остаточной стоимости, оборудование, которое внутри его и периодика по той же схеме оценивается. Дорого можно оценить будущую прибыль, рентабельность и короткий срок товарооборота. Как правило, берется месячная чистая прибыль, умножается на 12 или 24 месяца. То есть берется будущая прибыль за срок от 1 до 2 лет. Получается, что продавать такой киоск как бизнес надо за сумму от 600 до 1200 тысяч рублей. Такой бизнес многие крупные фирмы предпочитают покупать сначала на короткий срок (очень похоже на аренду), смотреть как пойдут продажи, а потом уже решать оставлять себе этот бизнес или отдавать продавцу.

Оценка бизнес-идеи

Грамотные предприниматели могут оформлять не только действующий бизнес, но и свои мысли на этапе бизнес-планов. В этом случае надо знать, как оценить бизнес-идею. Цена на нее зависит от многих факторов. Подкреплена ли она патентом, разработками, планами и расчетами? Есть ли образцы товаров, насколько полно составлен бизнес-план – все это очень важно еще и потому, что вырисовывает перспективу по срокам окупаемости бизнеса. Покупатель оценивает свои затраты для организации производства. А продавец должен оценить, сколько денег может получить покупатель в месяц, реализовав эту идею. Поэтому любая идея хороша при наличии грамотного бизнес-плана, с обеих сторон сделки.

Оценка по франшизе

Еще один способ примерной оценки бизнеса заключается в поиске франшизы на такой же вид бизнеса. Посмотрите, сколько стоит франчайзинг, умножьте эту сумму на 12 или 24, и получите стоимость своего дела. Способ очень приблизительный, но дает возможность представить рамки вашей будущей цены.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!