5.0 0.5 3 49

Как управлять IT компанией?

Юрий Белоусиков
Юрий Белоусиков
8 октября 2014
57
Оцените:
Как управлять IT компанией?

Руководящая деятельность в различных областях имеет немало общего, однако, в то же время, в зависимости от сферы бизнеса существуют и свои специфические особенности. Если вас интересуют общие вопросы управления компанией, рекомендую вам статью Как управлять компанией. Здесь же мы поговорим о том, как управлять IT компанией, а точнее, о тех нюансах, которые отличают IT-сферу от всех других.

О структуре IT-компании

Перед тем, как переходить к описанию конкретных аспектов управления, хотелось бы несколько слов сказать о той структуре, которая есть практически в любой IT-компании. Прежде всего, это разделение на два отдела - технический и отдел продаж. Отдел продаж - это менеджеры компании, которые занимаются поиском клиентов, переговорами, составлением ТЗ (технических заданий) и вопросами оплаты.

Технический отдел - это те специалисты, которые работают по ТЗ, составленным менеджерами. Сюда входят дизайнеры и веб-дизайнеры, копирайтеры, программисты и оптимизаторы. В крупных компаниях у каждого отдела свой руководитель, в небольших же все подчиняются непосредственно директору. А теперь обратимся к конкретным аспектам управления.

О сотрудниках

Сотрудники IT-компании весьма отличаются от сотрудников страховой/ торговой/ кредитной/ юридической и т.д. организации. В этой среде работают в основном люди, которые всей душой любят то, что делают. Обусловлено это тем, что в данной сфере имеется немалый простор для творчества. Копирайтер и редактор, дизайнер и веб-дизайнер, веб-программист, СЕО-оптимизатор — какую профессию ни возьми, без творческого подхода не обойтись.

Эту особенность можно с успехом использовать в своих целях. Не ограничивайте фантазию ваших сотрудников. Даже если какие-то идеи ваших дизайнеров и копирайтеров не подходят для данного проекта, используйте их в дальнейшем (а возможность, я вас уверяю, найдётся). Я не говорю своим сотрудникам: «Это нам не подходит/ Это не наш формат/ Это бесполезно» и т.п., я говорю: «Слушай — отличная идея, спасибо, обязательно используем!» или «В данном проекте, наверное, это не слишком уместно, но задумка-то отличная, молодец!».

При помощи такого подхода убиваем сразу двух зайцев: сотрудник не теряет мотивации, а наша копилка пополняется очередной полезной «монеткой». Вообще позитивный подход имеет то преимущество, что наилучшим образом стимулирует творческую активность работника - в этом не раз убеждался на примере тех компаний, в которых работал, а теперь и собственной IT-студии.

Критикуйте только в крайнем случае, и не за промахи, а за халатное отношение. А промахи, между прочим, часто становятся результатом не ошибок сотрудников технического отдела, а неправильно составленным техническим заданием, о чём мы сейчас и поговорим.

О важности грамотно составленного ТЗ

Существует немало статей, где подробно расписывается, как составлять техническое задание для сайта. Однако кое-что люди всё равно упускают из виду, наступая на одни и те же грабли. Самое главное: ТЗ не должно быть размытым. Там максимально подробно должно быть расписано, для каких целей создаётся сайт, какая информация должна быть на нём размещена и в каком стиле подана. Чем подробнее требования к текстам (с учётом ключевых выражений, объёма, стилистики), тем лучше.

То же касается и дизайна. «Что-нибудь на свой вкус» не пройдёт. Поверьте, лишь малый процент заказчиков будет удовлетворён работой ваших дизайнеров, поэтому заставляйте заказчика прописывать особенности дизайна в техзадании максимально подробно. А этим уже должны быть обеспокоены ваши менеджеры, которые должны настоять и сами активно участвовать в разработке подробного ТЗ по конкретному сайту. Контроль за работой менеджеров также необходим, но осуществляется он несколько иначе.

О менеджерах

Когда компания растёт и речь заходит о появлении должности менеджера, у руководителя появляется сразу два основных страха: во-первых, что менеджер будет работать для себя. А значит, нужно создать жёсткую систему контроля, где шаг вправо, шаг влево — расстрел, то есть штраф или увольнение. Второй страх: менеджер не захочет ничего делать и будет развлекаться на рабочем месте, получая положенную ему зарплату.

Обе проблемы решаемы, причём далеко не радикальными мерами. Начнём со второго. Предложите менеджеру хороший процент от найденных заказчиков и заключённых договоров. Нет, не 3-5%, как порой думают некоторые прижимистые руководители, наивно полагая, что их подчинённые будут работать эффективнее. Процент должен быть действительно значимым — от 10% и выше (тут уж смотрим по возможностям).

Теперь по вопросам контроля. Практика показывает, что чем жёстче закручены гайки, тем хуже. Знаю фирмы, где у сотрудников вообще нет ни минуты свободного времени, а их работу контролируют электронные менеджеры. Но драконовские меры контроля ничего, кроме текучки кадров, вам не дадут.

Рекомендую при подборе кадров исходить из личностных особенностей человека. Да, здесь тоже случаются ошибки, но зато есть возможность найти настоящее сокровище — менеджера, который будет действительно предан своему делу и своей компании. Не забудьте только, что таких людей надо ценить и всячески поощрять (вспоминаем про проценты и премии) — тогда и отдача будет ещё больше.

О заказчиках

Этой теме, по-хорошему, посвятил бы отдельную статью, но она во многом перекликается с темой про ТЗ. Не верьте заказчику, который говорит, что ему всё равно, какой дизайн вы выберете для сайта и по каким ключевым выражениям будут написаны тексты. Такое бывает, но лишь в одном случае из десяти, а то и реже. Помните, что заказчики — такие же бизнесмены, как и вы, поэтому естественным образом переживают за собственный бизнес.

Если заказчик говорит, что ему всё равно, — это значит, что он просто ещё не решил, чего хочет. В этом случае пусть ваши дизайнеры предложат несколько вариантов макета (конечно, оплачиваемых), а копирайтеры напишут для примера несколько текстов (тоже, разумеется, оплачиваемых). Это будет своеобразной лакмусовой бумажкой: готов ли заказчик серьёзно сотрудничать, или это обыкновенный халявщик.

И, напоследок, о выборе заказчиков. Мы сотрудничаем далеко не со всеми из тех, кто, как мы думаем, хотел бы сделать или улучшить сайт. Работайте с теми, кто к этому готов. Ваши менеджеры могут часами вести душеспасительные беседы обо всём на свете с представителями компаний и даже руководителями, но те вряд ли обратятся к вам, потому что для них это просто способ приятно провести время. Точно так же стоит избавляться от заказчиков, которые всё время меняют решения, пытаются заставить многократно переделывать работу и не готовы за это платить. Помните про ту самую лакмусовую бумажку в виде оплачиваемых заданий.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!