7 интересных фактов об Эрмитаже

24.02.2016 16:08
0
3165
7 интересных фактов об Эрмитаже

17 февраля 1852 года Эрмитаж торжественно открыл свои двери для публики — теперь каждый год его посещает больше трех миллионов человек со всего мира. Публикуем семь интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты, которые многим, наверняка, неизвестны.

ПОПАСТЬ В ЭРМИТАЖ КОГДА-ТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПУШКИН

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II — после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского — место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску.

пушкинДаже Александру Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку — знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.

В ЭРМИТАЖЕ ОФИЦИАЛЬНО РАБОТАЮТ КОТЫ

коты эрмитажаОхранник картинных галерей

Еще в XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». Сегодня музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписывают свой паспорт и позволяют передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Эти «охранники» — настоящая легенда Эрмитажа: им шлют подарки из разных стран мира, о них пишут статьи и снимают фильмы (сотрудники музея иногда даже шутят: «Чаще, чем про Рембрандта»). Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам — часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

В ХРАНИЛИЩАХ ЭРМИТАЖА ЕСТЬ СЕКРЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Гольциус "Вакх, Церера, Венера и Купидон"

«Вакх, Церера, Венера и Купидон» Х. Гольциус

Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашел голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретенный Екатериной II еще в 1772 году — находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов — Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога — все картины были вывезены из Германии еще в 1945 году и с тех пор хранились под замком.

В ХХ ВЕКЕ В ЭРМИТАЖЕ БЫЛ ГАРАЖ

эрмитаж гараж

Гараж Николая II

Император Николай II очень любил автомобили: первую машину он купил в 1905-м, а уже к 1911 году в императорском парке автомобилей было уже около 50 разных марок. Mercedes, Rolls-Royce, Delaunay-Belleville, Brasier, Renault, Peugeot, а также российские «Лесснер» и «Руссо-Балт» хранились в гараже, построенном специально для нужд императора — между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем. Здесь была мойка для машин, бензоколонка и собственная система парового отопления, чтобы автомобили не повредила коррозия. Увы, они все равно не сохранились: большевикам тоже нравились красивые машины и в 1917-м году при разграблении Эрмитажа весь автомобильный парк Николая II исчез.

В СТЕНАХ ЭРМИТАЖА ВИДЯТ ОЖИВШИЕ ЭКСПОНАТЫ

Богиня сехмет Скульптура богини Сехмет, Эрмитаж.

Легенды об Эрмитаже — целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй — о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить ее и сажать в кресло — это и дает большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта — скульптуру львиноголовой богини Сехмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Ее замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЭРМИТАЖ БЫЛ БОМБОУБЕЖИЩЕМ

бомбоубежище эрмитаж Бомбоубежище в Эрмитаже.

22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт — работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания — около двух миллионов экспонатов — удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбежек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под темными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: ученый Борис Пиотровский, долгие годы возглавлявший Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.

НА ПОЛНЫЙ ОСМОТР ЭРМИТАЖА НУЖНО ПОТРАТИТЬ 11 ЛЕТ

Эрмитаж сегодня — один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем — более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Влияние просмотра полной экспозиции Эрмитажа на организм человекастарение

Взято отсюда.

Комментировать
0
Идем дальше, котики
Как сделать необычный арт из обычного фото

Как сделать необычный арт из обычного фото

#интернет#art
9219
10 малоизвестных фактов о ДНК

10 малоизвестных фактов о ДНК

#видео#наука
940
Как люди реагируют, когда им говорят, что они красивы

Как люди реагируют, когда им говорят, что они красивы

#фото#доброе
3423
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!