Бухгалтерский баланс являет собой обобщение и группировку активов и пассивов хозяйства за отчетный период в денежном выражении. Основной задачей бухгалтерского баланса является показать, в каком финансовом положении на данном этапе находится компания, каким капиталом, материальными ценностями владеет на дату отчета.
Оформляется бухгалтерский баланс в виде таблицы, состоящей из левой части (актив) и правой (пассив). Активы представляют собой ресурсы предприятия и включают в себя два раздела: оборотные (краткосрочного использования) и внеоборотные (долгосрочного использования) активы. Пассивы представляют собой источники, которые служат для формирования ресурсов предприятий и подразделяются на: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. Также у предприятий могут временно находиться различные материальные ценности не принадлежащие ему. Эти материальные ценности учитываются за балансом.
Основное свойство баланса - актив равен пассиву. Объясняется это использованием двойной записи при составлении бухгалтерского баланса. Баланс отражает состояние хозяйственных средств и обязательств, но не несет никакой информации об их движении. Поэтому при составлении баланса для группировки данных текущего учета средств, хозяйственных процессов и результатов применяются бухгалтерские счета.
Составляется баланс на первое число месяца, квартала или года. Для всех предприятий предусмотрена единая форма, которая используется для составления бухгалтерского баланса. Это дает возможность составлять сводные балансы по различным отраслям предприятия и по промышленности в целом. Перед тем, как заполнить бухгалтерский баланс нужно указать реквизиты.
Реквизиты, которые должен содержать бухгалтерский баланс:
Денежные показатели статей баланса пишутся в тысячах или миллионах без десятичных знаков.
Основные особенности, которые учитываются при составлении баланса:
Перед тем как заполнить баланс, нужно учесть, что на предприятии ежедневно выполняется очень много хозяйственных операций, каждая из которых приводит к изменениям в составе имущества или обязательств, или же и тех и других одновременно. Эти изменения можно разделить на четыре типа:
Посмотреть баланс предприятия (заполненный) можно на примере: