5.0 0.5 3 10

Факторы спроса

Кристина Фирсова
Кристина Фирсова
20 марта 2013
30029
Оцените:
Факторы спроса

Бизнесмены, экономисты и маркетологи, все, кто так или иначе связан с торговлей и продвижением, должны знать и ориентироваться в вопросах спроса. Что такое спрос? Это возможность покупателя, а также его желание приобрести определённое количество того или иного товара (услуг). Именно наличие финансовых средств у покупателя и желание их потратить на продукт определяют спрос.

Влияние на продажи/сбыт

Существуют определённые факторы спроса, благодаря которым можно увеличить продажи (сбыт) или, наоборот, повлиять на спрос негативно. Главное, что в соответствии с законами спроса непосредственно влияет на него - это его цена. Помимо цены, есть факторы, которые называются неценовыми. Они не относятся к стоимости товаров и определяются рядом других критерий, которые также значительно влияют на спрос.

Основные факторы спроса

Можно выделить такие факторы, влияющие на спрос товара или услуг.

  • Первое, разумеется, стоимость или цена товара. От этого напрямую зависит количество продаж. Если цена слишком высока на незначительный продукт, большинство среднестатистических покупателей предпочтут этому товару другой, цена которого меньше. Всегда нужно выводить оптимальную стоимость, которая соответствует возможностям и потребностям потребителей.
  • Второе – реклама. Благодаря ей можно вывести товар на мировой уровень, показать покупателю наличие и качество продукта, рассказать о том, какие плюсы он будет иметь от приобретения данного товара или услуги. С помощью рекламы можно подать товар так, чтобы покупатель захотел потратить на него свои средства. Разрабатывая концепцию рекламы, нужно ориентироваться на все (определённые) категории потребителей. Таким образом, если создать хорошую и правильную рекламу, можно значительно увеличить спрос. Для этого стоит потратить определённый излишек финансов, которыми располагает фирма, завод-изготовитель. Красивая, запоминающаяся реклама – залог роста спроса.
  • Третье – это тип или вид товара. От этого также зависит спрос потребителя. Например, на продукты питания всегда будет спрос больше, чем на бытовую химию, поскольку некоторые продукты, в том числе хлеб, приобретаются ежедневно. Соответственно, и спрос на него больше.
  • Четвёртое – качество продаваемого товара или его польза (полезность). Это один из самых основных факторов спроса, поскольку даже независимо от цены качество должно соответствовать потребностям потребителя. Если цена на определённый товар незначительна, покупатель может приобрести его. Но если покупателя не устроит качество, спрос на тот продукт упадёт, так как человек больше не обратится к производителю. Лучше всего, когда цена полностью соответствует качеству. При этом покупатель может сразу определить, насколько продукт является пригодным и добротным. Если стоимость продукта невелика, значит, и качество не на высоком уровне, и наоборот.

Неценовые факторы спроса

  • Увеличение численности потребителей. Если заинтересовать покупателя качественным и нужным товаром, то их число заметно увеличится. Наоборот произойдёт, если не продвигать продукт, создавать его неприемлемого качества или выпускать товар, который недостаточно нужен потребителю. 
  • Доходы покупателя. Если потребитель ограничен в средствах, спроса на дорогой товар среди определённого слоя населения не будет. Но если у потребителя увеличиваются доходы, его потребности растут вместе с возможностями. При большем доходе покупатель требует более качественный и дорогой продукт. Поэтому спрос на дешёвый товар падает. А значит, требуется ещё большее снижение цены, чтобы вернуть покупателя.    
  • Мода на определённый товар. Этот фактор - также один из основных в вопросах увеличения/уменьшения спроса. Также вкус человека влияет на спрос. Это касается не только одежды, но и еды, запахов, предметов интерьера, автомобилей и прочих благ. Если проходит мода на определённый продукт, спрос на него уменьшается, соответственно, и наоборот. От вкуса покупателя также очень зависит спрос на товар. Но, в общем, мода и вкус – прямо пропорционально связаны, особенно что касается одежды, машин и т. д.

Что влияет на факторы изменения спроса? На них, непосредственно, влияет всё, что можно отнести к категории ценовых и неценовых факторов. Помимо этого, также может повлиять следующее:

  • уровень цены на товары, которые взаимосвязаны между собой. Такие товары могут заменять друг друга. Например, если цена возрастает на ноутбуки, то спрос на них падает. А если цена на компьютеры падает, то и спрос на них увеличивается. В данном примере сопряжённые (взаимосвязанные) товары – компьютер и ноутбук. Значит, если снизить/увеличить цену на один из них, потребители обратятся к тому, цена которого меньше повлияет на расход финансовых средств.
  • уровень спада/прироста цены на товары, которые являются комплементарными. Эти товары дополняют друг друга. От того, поднимется ли цена на один из таких товаров, зависит то, насколько упадёт спрос на другой. Например, если стоимость продаваемого продукта или услуги упадёт, то повысится спрос на его взаимодополняемый товар. Такими товарами можно считать игровые приставки и диски с играми для них. Если стоимость приставки будет меньше, то диски будут продаваться быстрее и в большем количестве.

Есть такое понятие, как факторы совокупного спроса. Что это значит? Совокупность спроса - это выражение в денежном эквиваленте желания потребителей купить товар. Зависит от того, насколько упадёт/возрастёт цена на продукт, который производится. Если цены уменьшаются, значит, объём определённого товара будет быстрее приобретён. Например, если страна выпускает автомобили, цена на которые снижается, то покупателей на этот товар становится больше. Увеличивается спрос, соответственно, увеличивается объём товара, который могут себе позволить люди.

Факторы эластичности спроса

Для чего нужны и как влияют факторы эластичности спроса? Эластичность спроса - это то, как меняется спрос на определённый товар или услугу под влиянием роста/снижения цен. Каковы же они?

  • Первый фактор – потребность потребителя в товарах необходимых или тех, которые являются излишеством (роскошью). На такие необходимые продукты питания, как подсолнечное масло, хлеб или картофель, спрос является постоянным, то есть неэластичным. Если стоимость их будет расти, спрос не уменьшится, и наоборот. Такой товар, как икра, не является самым необходимым. Если цена на этот продукт подымется, то спрос станет намного меньше.
  • Второй фактор – присутствие заменяющих продуктов. Например, эластичность спроса будет заметна на постельном белье. Если дороговизна одного вида данного товара сократит спрос на него, то бельё, которое будет стоить меньше, станет продаваться больше.

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться с такой сложной экономической темой, как факторы спроса.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!