5.0 0.5 4 38

Что делать, если ребенок не говорит?

Лариса Исаева
Лариса Исаева
11 января 2013
1214
Оцените:
Что делать, если ребенок не говорит?

Дети - смысл жизни каждого родителя, а любое их несчастье воспринимается во много раз острее, чем обыденные проблемы или личные переживания. Это нормально!

Каждый человек, ребенок в том числе, уникален и его развитие - это конституция его организма, личности, характера. Если ребенок не говорит в 2 года - это еще не повод для беспокойства, тем более, что известно - мальчики частенько начинают говорить лишь с 2 или 2,5 лет и вырастают без отклонений.

Теперь разберем вопрос детально.

Если ребенок не говорит в 4, 3, 2 года

Имеются следующие причины того, почему дети могут запаздывать с речью:

  • неврологическая причина;
  • причина отсутствия слуха (полное или частичное);
  • не развит речевой аппарат и артикуляция;
  • не хочет говорить потому, что пока нет такого желания. но здоров. В данном случае важную роль играют темперамент, характер, интерес;
  • неблагоприятная атмосфера в семье (не ссорьтесь и не скандальте при ребенке, не пейте и не тащите собутыльников в дом, не показывайте своего плохого настроения, тем более не вымещайте недовольство на ребенка).

Теперь применяем метод исключения - посещаете квалифицированного невролога, ЛОРа и логопеда (обязательно квалифицированного, а не посещение ради посещения!). Если речевое развитие запаздывает по причине здоровья - это обнаружится у трех вышеперечисленных специалистов, и они уже сами назначат вам курс лечения.

Но! Если все эти специалисты не выявят проблем, которые могли бы негативно сказаться на развитии ребенка (точнее его речи), перестаете терзать ребенка своим беспокойством. Назначаете сами курс развивающих игр для вашего гения, это очень важно.

Развитие речи ребенка

Если ребенок не говорит, говорите с ним сами. Именно говорите, а не сюсюкайтесь и не искажайте слова. Он искажает слова из-за неразвитости артикуляции и речевого аппарата, а не потому, что не знает, как произносить. Не надо думать, что если он не говорит, то не понимает ваших слов и не знает их - это огромное заблуждение. Разве то, что радиоволны не видны, значит, что их нет?! То же самое и ваш ребенок: его потенциал гораздо выше вашего взрослого. Он гораздо лучше и быстрее выучит еще пару языков до 5-8 лет, чем это сделаете вы.

Почему это так? Потому, что мозг ребенка - губка, впитывающая все происходящее с большой скоростью и непринужденно. Вам же остается одно - подавать ребенку ту информацию, которая ему полезна и в нужном количестве. Развивайте потенциал вашего ребенка. Ведь это так важно!

Не нужно обучать ребенка телевизором, особенно в настоящее время! У него еще будет возможность его смотреть, а если подготовить базу знаний ребенка, он будет готов его смотреть. То есть смотреть и фильтровать негативную, неправильную информацию.

Общение

Общайтесь с ребенком часто и серьезно, шутите с ним и играйтесь, делайте замечания. Пусть он не отвечает привычными словами, но он понимает, знает и говорит своим языком с интонацией и выражением. Разве не так?! А значит - заговорит, когда придет время. Общайтесь с ним как со взрослым, объясняйте почему нельзя, как надо, почему так случилось. Стыдите, когда нашкодил. Обновки примеряйте и показывайте в зеркало, восхищайтесь и хвалите т.д. и т.п.

Выражайте свою любовь к нему адекватно, а не маниакально.

Самостоятельность

Давайте ребенку возможность быть самостоятельными: падать - вставать, разбирать - собирать, одевать - снимать, вытаскивать - класть. Не душите своим вниманием. Самостоятельность побуждает к размышлению - внутренний разговор. Внутренний разговор становится необходимым, значит - развивается и переходит в речь. Если ребенок не заговорил, возможно, вы лишаете его возможности это делать своей готовностью прийти на помощь, когда надо и не надо.

Игры

Игра - это инструмент непринужденного развития и изучения. Жаль, что взрослые забывают об этом. Игры есть разного воздействия - развивающие память, развивающие тактильные ощущения, способствующие сноровке и ловкости, влияющие на физическое развитие и т.д.

Ученные выявили связь тактильных ощущений с развитием речи, поэтому рекомендуется с малышами даже нескольких месяцев проводить пальчиковые развивающие игры. Ведь каждому из нас мамы в детстве делали "Сороку-белобоку". Это и приятно и очень полезно.

Читайте детям стишки "Мишка косолапый", "Коза рогатая", "Курочки пеструшки" и прочее. Таких игр великое множество, если ребенку не нравится одно, то можно заменить десятью другими. Гениальное - просто!

Играйте с ними в прятки.

Играйте звуками, произносите слоги для развития артикуляции: РА-РО-РЫ, БА-БО-БУ, ЖЕ-ЖИ-ЖУ и т.д.

Развивающие игрушки

По сути, нет не развивающих игрушек, просто их неправильно применяют родители.

Кубики обычные российские - имеют разные цвета и наклейки с изображениями и соответствующими буквами. Пригодится на несколько лет. Сначала учитесь строить фигурки, затем учите цвета, а после переходим к изображениям и в итоге будем знакомы с буквами. По часу и более подобных игр - ваш ребенок и заговорит и зачитает.

Книжки иллюстрированные с четверостишьями или считалками. Показывайте картинки и называйте их читайте стишки, рассказывайте о том, что делает тот или иной персонаж, рассказывайте о цветах, текстуре эмоциях. Приобретайте книжки с изображением разных животных. Ребенок запомнит их быстрее, если приобрести небольшие пластиковые игрушки, которые обычно продаются в наборе. Имитируйте звуки, присущие каждому животному.

Прогулка

Во время прогулки расширяется кругозор, а встреча со сверстниками, контакт с ними и наблюдение, побуждают к активности не только физической, но и речевой. Дети, которые имеют старших братьев и сестер при небольшой разнице в возрасте развиваются гораздо быстрее, так как подражают им, а те в свою очередь вовлекают их в свои игры.

Бабушки и дедушки

Ни для кого не секрет, что внуки - это страсть бабушек и дедушек, они много играют и общаются с ними, им приятно с ними возиться, а делают это с большой любовью и трепетом. Дети чувствуют это и сами к ним тянутся. Однако, не надо позволять бабушкам чрезмерно баловать ребенка и подавлять его самостоятельность.

Если Вы будете заниматься часто и играть со своим чадом, он все это обязательно впитает, он не продемонстрирует это вам сразу, но сделает это обязательно, может, через час или через неделю. Они помнят те слова, которые Вы им говорите, и обязательно повторят, но не сразу. Помните об этом.

Напоследок напомню один факт из истории тем, кто сетует "а если ребенок не говорит в 3 года тоже?" А. Энштейн - известный физик, сделавший открытия в области физики, заговорил лишь в 4 года, а врач считал его умственно отсталым. Вот так вот!

От вас зависит, кем станет ваш ребенок в будущем.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!