5.0 0.5 4 30

Факторы развития личности

Ситкова Диана
Ситкова Диана
28 февраля 2013
1700
Оцените:
Факторы развития личности

Поскольку формирование личности – это сложный и многоэтапный процесс, то рассматривать факторы развития личности необходимо в ракурсе каждого этапа личностного развития человека, начиная с его зачатия, и заканчивая глубокой старостью. Хотя даже в преклонном возрасте нормальный, цивилизованный человек стремится к самопознанию и к усовершенствованию своего характера. Как известно, идеальный человек еще не родился и не будет рожден, поэтому каждому из нас есть к чему стремиться, есть что развивать и усовершенствовать.

Факторы развития личности в детстве

Детство – тот возраст человека, когда он требует особого отношения к себе, требует опеки родителей и родственников, воспитателей в детском саду и преподавателей в начальной школе. По мнению психологов, только тот ребенок будет полноценной личностью, который получает достаточно любви от родителей, их внимания и заботы. Специалисты утверждают, что развитие ребенка начинается не с того момента, как он появился на свет, а с момента его зачатия. В какой среде находится беременная женщина, во многом зависит ее психологическое и физическое здоровье. А это значит, что все положительные и отрицательные эмоции женщины передаются плоду.

Если будущая мама слушает классическую музыку, ходит в театр и посещает литературные вечера, то ее ребенок, скорее всего, станет после рождения тяготеть к искусству. Поэтому беременным женщинам категорически нельзя смотреть фильмы с кровавыми сценами, ужасы и прочее. Таким образом, основные факторы развития личности закладываются еще во внутриутробном развитии человека. Далее после рождения ребенок начинает развиваться физически, у него появляются навыки, связанные с выполнением простых операций – держание ложки в руке, ползание, ходьба, удерживание игрушки и пр.

В детском саду 

Пойдя в детский сад, ребенок начинает развиваться духовно. Хотя, конечно же, родители не должны полагаться только на педагогов в садике, а постоянно работать дома, развивая положительные черты характера своего ребенка – доброта, порядочность, сочувствие и пр. Если родители не уделяют должного внимания ребенку, то он замкнется в себе. Достаточно часты случаи, когда психологические травмы в детстве приводят к непоправимым действиям взрослого человека. Поэтому заботливые родители никогда не будут выяснять отношения между собой в присутствии ребенка, будут оберегать его от всевозможных негативных эмоции и пр. Таким образом, в детстве закладываются основы характера личности, фундамент для его дальнейшего развития. В то же время, специалисты не отвергают, что основные факторы развития личности ребенка – это не только среда, в которой он воспитывается, качество воспитания и обучения, но и его наследственные качества. Причем, в большинстве случаев, наследственность выступает тем фактором, на который практически невозможно повлиять.

Развитие личности в юношестве

  1. Часть юношества человека проходит в школе, а часть – в ином учебном заведении. В это время человек начинает более осознано относиться к своим поступкам, его начинает интересовать политическая и общественная жизнь социума, он вникает в экономическое развитие, как государства, так и нашей планеты в целом. Поэтому, с полной ответственностью можно заявить, что на его развитие большое влияние оказывает социум, и в первую очередь, СМИ. Поскольку социальные факторы развития личности характерны и для более взрослого человека, то, начиная с юношеских лет, человек уже не может жить без влияния на него общественного мнения.
  2. Не менее активное влияние оказывает на человека в юношеском и подростковом возрасте компания друзей. Именно в своем небольшом сообществе подростки учатся тому, чему их никогда не будут учить в школе или дома. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте уличное воспитание не превзошло над домашним и школьным. Ведь, как правило, на улице юноша или девушка обучаются совершенно не тому, что им крайне необходимо во взрослой жизни – это и вредные привычки и скверные выражения.
  3. В подростковом возрасте на человека может оказать большое влияние первый сексуальный опыт, поскольку с этого времени подросток считает себя вполне взрослым, но еще не может оценить все сложности взрослой жизни. Крайне важно, чтобы в подростковом возрасте родители уделяли подростку максимум внимания, интересовались его жизнью, как в школе, так и дома, и тем более, интересовались, чем он занимается в свое свободное время. Это поможет родителям при необходимости, исправить положение, оказать на ребенка такое влияние, которое будет способствовать дальнейшему развитию и формировании его личности в адекватном русле.

Развитие взрослого человека

Проблема развития личности взрослого человека – практически необъятная. Она настолько обширна, что в двух словах ее невозможно описать. Но все же, взрослый человек, который трудится в рабочем коллективе, не только не должен остановиться на том, чего он достиг в определенном возрасте в карьерном плане, но и способствовать дальнейшему своему росту. У взрослого человека уже есть собственная семья, в которой он выступает в качестве старшего человека, который может передать опыт своим детям. Основные факторы, влияющие на развитие личности в этом возрасте – это общество, трудовой коллектив, семейные отношения. В той или иной степени эти факторы могут либо способствовать дальнейшему росту человека, как личности, или наоборот, тормозить рост.

На протяжении всей жизни человека на его развитие влияют и внутренние факторы, к которым относятся генетические и биологические, а также физические факторы. Например, если человек физически здоров, он имеет определенный опыт в спортивной сфере, то он стремиться развивать и далее в себе эти качества. Но, практически каждый человек рождается здоровым, и зависит от него, будет ли он заниматься спортом или же у него есть определенная тяга к гуманитарным наукам, а спортивные нагрузки и занятия ему совершенно не важны.

Что значит быть индвидуумом

Каждый человек – это индивидуум, который не может уподобиться полностью второму человеку, поэтому природа и создала всех людей со своими, уникальными чертами лица, фигурой, походкой. Если на любом этапе развития своего характера, навыков и умений, человек стремиться быть абсолютно похожим на иного человека, то его уже невозможно назвать личностью. Многие факторы развития личности человека способствуют тому, чтобы мы были похожими на своих родителей, на своих преподавателей или же коллег по работе.

Но в  тоже время, если человек от родителей берет свои, индивидуальные черты лица, а от коллег учится, как правильно выполнять тот или иной рабочий процесс, он не может стать абсолютно схожим, как с коллегой, так и с родителями. В какой среде обитает человек, к какому социальному статусу он принадлежит, такие у него будут характерные особенности, которые проявляются не только в поведении, но и откладывают свой отпечаток на мировоззрение человека. Таким образом, формируется индивидуал – человек, который обладает определенными знаниями и умениями, имеет определенный опыт и навыки, обладает собственным характером и чертами лица.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!