5.0 0.5 4 21

Как избавиться от проблем?

Butterfly
Butterfly
2 августа 2014
136
Оцените:
Как избавиться от проблем?

Мало кто может похвастаться тем, что живет без проблем. Большинству людей все же приходится решать те или иные жизненные вопросы, подчас очень сложные. Как избавиться от проблем, справиться с ними? Разные психологи разрабатывают различные схемы и способы решения жизненных задач, и вы можете воспользоваться любой подходящей методикой из предложенных ими. Мы же сейчас поговорим об одной из них, а именно рассмотрим схему решения проблем, которую разработали Дональд Норман и Питер Линдсей. 

Д. Норман и П. Линдсей: методика решения проблем

Как избавиться от проблем с помощью данной методики? Здесь важную роль играет информация, которая относится к проблеме. Вся полезная в данном случае информация - это состояние осведомленности о проблеме. Задача человека состоит в том, чтобы в процессе решения проблемы постепенно переходить от одного состояния осведомленности к другому до тех пор, пока он не достигнет необходимого состояния осведомленности, при котором проблема будет решена. Переходы от одного состояния осведомленности происходят с помощью операторов - средств, которые помогают продвигаться вперед для решения проблемы или задачи. По данной методике именно нахождение операторов и является самым сложным моментом. В качестве операторов выступают:

  • алгоритмы - инструкции, в которых описан пошаговый порядок действий, которые необходимо выполнить для получения желаемого результата;
  • эвристические приемы - творческие, нестандартные способы решения задач, такие приемы используются в тех случаях, когда алгоритмы не помогают. 

В ходе решения проблемы человек может пользоваться двумя стратегиями: прямым поиском и обратным поиском.

  • При использовании прямого поиска человек выбирает какой-либо метод, испытывает его, а затем наблюдает за тем, продвинулся ли он в решении задачи или нет.
  • При использовании обратного поиска человек опирается на решение, результат, который хочет получить, а потом обдумывает цепочку шагов, которые приведут к этому результату, в обратном порядке. При обратном поиске обязательно сопоставляют средства и цели, анализируют, как они влияют друг на друга и на решение проблемы. 

Конечно, прочитать мало. Для того чтобы применить методику в действии, необходимо знать и понимать, как это делать. Поэтому сейчас мы рассмотрим один пример из жизни.

Использование методики в реальной жизни: пример

Представим такую ситуацию: молодой человек стал замечать, что его знакомые и друзья умнее его, знают и умеют больше. Со временем это переросло в проблему, которая не дает ему покоя, негативно влияет на его самооценку и т. д. Эту проблему пора решать. Как поступить в соответствии с рассмотренной выше методикой?

  1. Для начала молодому человеку нужно собрать как можно больше информации о своей проблеме. Почему он чувствует себя глупым в обществе других? Что может быть причиной этого? Нужно "покопаться" в себе, возможно, какие-то комплексы держат человека на коротком поводке, и он не может оценить свой ум по достоинству. Ведь бывает, что человек умен, но он этого просто не осознает. Важно обратить внимание на этот момент. Второй момент: понаблюдать, в каких именно ситуациях человек чувствует себя глупым. О чем говорят в данный момент знакомые, какие темы обсуждают? Что непонятно молодому человеку? Возможно, он слышал, как его знакомый красиво и без акцента говорит на иностранном языке или рассуждает об экономике страны, и в этот момент он подумал, что так не может, и почувствовал себя глупым. Все эти моменты нужно подмечать и фиксировать. Так постепенно человек соберет информацию, которая наталкивает его на мысли о том, что он глуп. Также на этом этапе ему необходимо определить, что он понимает под выражением "умный человек". Что такой человек должен знать и уметь?
  2. Теперь у нас есть первое состояние осведомленности о проблеме, первое представление о ней. Нужно определить для себя следующее состояние осведомленности, до которого нужно "дойти". Допустим, что молодой человек под следующим состоянием определяет повышение своей самооценки, знание иностранного языка на начальном уровне, достижение понимания основ экономики в целом как науки. Это второе состояние осведомленности, к которому нужно стремиться.
  3. Допустим, что молодой человек пользуется прямым поиском решения проблемы, постепенно ставя перед собой новые мини-задачи до тех пор, пока результат его не устроит. Итак, есть первое состояние осведомленности и второе. Чтобы перейти ко второму, нужно определить для себя операторов. В данном случае целесообразней пользоваться операторами-алгоритмами. В микро-задаче "Повышение своей самооценки" алгоритм может быть такой:
    • Выяснить причины своей низкой самооценки (в этом может помочь профессиональный психолог);
    • Определить, как эти причины можно устранить, с помощью каких средств;
    • Используя средства и способы по повышению самооценки, улучшить ее.

В микро-задаче "Знание языка на начальном уровне" алгоритм может быть такой:

  • Найти курсы по изучению данного иностранного языка для новичков, записаться на занятия; или же сходить в книжный и купить себе учебник с диском в комплекте;
  • Выработать для себя систему занятий, если человек будет учиться самостоятельно. Ввести график и строго ему следовать, расписать, когда и что будет изучено;
  • Изучение языка с основ - с фонетики, произношения, простых фраз к более сложным формам изучения - составление монологов на иностранном, переводы, живое общение с иностранцем.

В микро-задаче "Достижение понимания основ экономики как науки" алгоритм может быть такой:

  • Изучение основных теоретических понятий экономики, без знания которых нельзя понять более глубокую информацию - в этом может помочь, например, учебник "Основы экономики";
  • После получения основных знаний про предмету можно обратиться к конкретным трудам популярных и признанных экономистов, например, изучить "Капитал" К. Маркса. 

Выполняя шаг за шагом все эти действия, расписанные в алгоритмах, человек постепенно достигнет нового состояния осведомленности. Конечно, на практике, возможно, потребуется кое-какая корректировка, но сама суть уже направит человека на нужный путь. Далее надо определить для себя новое состояние осведомленности и алгоритмы для его достижения. Пример нового состояния может быть такой: научиться контролировать свою самооценку, управлять ею (чтобы адекватно себя оценивать, а не чувствовать глупцом, когда это не так), освоить средний уровень владения иностранным языком, изучить основы экономики своей страны. Нужно правильно найти операторов для достижения нового состояния осведомленности и, конечно, действовать! 

Вот как можно быстро избавиться от проблем с помощью этой методики. Как видно, она больше подходит для решения глобальных задач в несколько этапов со множеством действий, так как позволяет структурировать проблему, разложить ее по полочкам и решить, постепенно переходя от одного шага к другому. Иные способы решения проблем вы найдете в другой нашей статье - Как решить проблему.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!