5.0 0.5 5 17

Что такое олигополия?

Наталья Чеканова
Наталья Чеканова
29 марта 2013
146
Оцените:
Что такое олигополия?

Основа развития любой торговли – конкуренция. Но когда рынок каких-то товаров или услуг представлен небольшим количеством участников, конкуренция затрудняется или становится совсем невозможной. Попробуем разобраться в особенностях такого рынка и узнаем, что такое олигополия.

Олигополия – характеристика

Слово «олигополия» имеет греческое происхождение: «олигос» – немногий, мало и «полео» – продаю. Следовательно, дословно можно перевести как «немного продавцов».

Олигополией называется такая разновидность рынка определенных продуктов, при которой количество участников крайне ограничено. Как правило, это несколько фирм, продающих однородный (одинаковый) товар, каждая под своей торговой маркой. Однако товар бывает и разнородным (дифференцированным).

Иногда таких производителей может быть вообще всего два, как например, лидеров мирового самолетостроения «Эйрбас» и «Боинг». Подобную олигополию называют дуополией (дуо – два).

Доля таких фирм в товарообороте настолько велика, что наличие других, менее крупных конкурентов, не оказывает на рынок существенного влияния (ТУ вряд ли сможет противостоять Боингу, Волга – Мерседесу).

Ценообразование

Для олигополии характерно ориентироваться на других участников рынка при установлении цен. Если фирма захочет повысить цены, но сделает это в одностороннем порядке, наверняка потеряет клиентов. Ведь подобный товар или услугу они смогут приобрести у другой компании.

Бывает, что фирма, желая увеличить продажи, снижает цены (стремление к ценовому лидерству). Тогда остальным участникам, чтобы не понести убытки, приходится поступать так же. Подобных ценовых войн часто не выдерживают более слабые компании и, разорившись, покидают рынок.

Достаточно часто олигополии заключают соглашения, касающиеся ценовой политики и разграничения сфер влияния. Подобный «тайный сговор» запрещается государством, поскольку приводит к образованию монополий.

Распространенное явление – объединение компаний (слияние), чтобы противостоять более крупным конкурентам.

Таким образом, основные признаки олигополии – ограниченное число участников и единая политика ценообразования.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!