5.0 0.5 3 23

Как составить бизнес-план?

Яна Лисицина
Яна Лисицина
25 декабря 2014
108
Оцените:
Как составить бизнес-план?

Смотрите видео

Как составить бизнес-план?

Грамотно составленный бизнес-план – это гарантия того, что вашим делом заинтересуются потенциальные инвесторы, партнеры. А значит, нужно постараться включить в него все, что важно видеть спонсорам, избегая никому не нужной «воды».

Бизнес-план не должен содержать более 30-40 страниц, включая все имеющиеся приложения. Краткость – сестра таланта, а также признак того, что вы деловой рациональный человек, который привык говорить по сути. Для фактов много места не потребуется. А потому думая о том, как составить бизнес-план, заранее откажитесь от всего, что не имеет отношения к конкретике, проверенным достоверным фактам, глубинному маркетинговому анализу.

Базовая информация

Титульный лист и содержание

Без этого никуда. Просто впишите официальную информацию о своей фирме.

Введение

Оно должно занять не более пары страниц, на которых вы должны будете изложить основные тезисы бизнес-плана: чем вы собираетесь заниматься, как вы собираетесь это делать, и почему именно вам нужно дать денег для реализации задумки.

Это самый первый, обобщающий раздел вашего коммерческого документа, и во многом именно от него будет зависеть, станут ли потенциальные партнеры читать далее документ. А потому старайтесь быть конкретными, делайте ставку на свои заслуги, глубину проведенных исследований и потенциал, который имеет ваша компания. Удобнее всего введение составить в самую последнюю очередь – когда план будет уже полностью готов.

Приложения

План останется просто текстом на листе бумаге, если вы не подкрепите его реальными документами: гарантийными письмами от партнеров и клиентов, партнерскими соглашениями, свидетельством о государственной регистрации компании, лицензировании деятельности и проч.

Ваша команда

Поскольку имеющиеся у компании планы зависят от профессионализма сотрудников, инвесторам будет очень интересно узнать подробнее о вашей команде. Приложите к бизнес-плану резюме всех сотрудников фирмы, постаравшись, чтобы они выглядели максимально убедительными, впечатляющими.

Данные о рынке

Возможности рынка

Вы должны будете ответить на вопросы о размерах рынка в той отрасли, которая вам интересна, динамике его роста, а также о потенциальных рисках, которые могут возникнуть, и ваших конкретных планах по их устранению.

В этот раздел плана можно смело включать как собственные исследования, так и уже готовые экспертные оценки, статистику, аналитические статьи и пр. Только при заимствовании материалов не забудьте указать ссылку на оригинал, чтобы потом можно было предоставить спонсорам доказательную базу приведенных в плане фактов.

Анализ спроса и предложения на рынке

Здесь вы должны будете предоставить информацию о тех компаниях, которые уже успешно работают в интересующей вас отрасли (причем это касается как прямых, так и косвенных конкурентов, работающих пока в смежной области). Кем они представлены, что предлагают, почему пользуются успехом? Чем и как будете вы завоевывать данный сегмент рынка?

Бизнес-аналитика вашего дела

Бизнес-модель

Фактически в данном разделе вам нужно будет представить производственный план будущей деятельности. Откуда, как, в каком размере будет поступать прибыль (продажи, оказание услуг), какие издержки будут возникать и в каком размере (аренда, заработная плата, расходы на рекламу и пр.), как они будут погашаться - эти вопросы должны быть рассмотрены.

Будущие и текущие финансовые показатели

Если компания у вас уже работает, то вам нужно будет предоставить имеющиеся показатели прибыли и убытков, балансовый отчет и отчет о динамике передвижения денежных масс в течение последнего рабочего года. Вторым этапом вам нужно будет по аналогичным показателям проанализировать ту деятельность, ради которой вы и составляете бизнес-план. Причем аналитику нужно будет представить как на ближайший год, так и на последующие 2-3 года. Не забудьте предложить инвесторам данные о сроках и объемах окупаемости внесенных в ваше дело вложений.

Риски

Еще один ключевой вопрос, без которого не может обойтись ни один качественный, профессиональный план формирования и развития бизнеса. Вам нужно будет проанализировать как минимум два варианта развития событий – плохой и очень плохой. Смоделируйте ситуацию и покажите, как вы будете из нее выходить. Здесь важно показать, что вы способны демонстрировать устойчивость к возможному форс-мажору.

Расходование бюджета

Любой бизнес – это, в первую очередь, грамотная трата денег. Составьте детальный список расходов и прикиньте, сколько вложений они от вас потребуют. Если у вас нет опыта подобного планирования, то лучше обратиться к расчетам, составленным более опытными фирмами в близкой вам сфере деятельности. Главное – указывать суммы с запасом, иначе есть риск недооценить реальные расходы.

Чего не должно быть в бизнес-плане?

  • Не существующих на самом деле членов команды, заслуг на рынке, наград и грамот, данных статистики и анализа рынка/бизнеса и пр. Инвесторы очень не любят, когда их обманывают, причем за их же собственные деньги.
  • Приблизительных расчетов, данных. Речь идет о деньгах, а потому здесь не место для оценки «на глаз». Вы должно иметь четкое представление, какими будут доходы и расходы при различных рыночных ситуациях.
  • Громогласных заявлений типа «инновационный продукт, не имеющий аналогов на рынке». Помните, что подобные фразы должны иметь реальную почву, если ее нет – это просто дешевый рекламный ход, который деморализует даже самый неплохой бизнес-план.
  • Неопределенных фраз типа «ожидается поступление финансирования». Деньги либо есть, либо их нет. Если их нет, то ваших будущих партнеров будет интересовать, когда средства придут, в каком размере - что для этого сделано или нужно сделать.
  • Только краткосрочные планы. Не зная, когда точно вернутся вложенные средства (а для этого потребуется составить долгосрочный план на 3-5 лет), инвесторы никогда не дадут вам денег.
  • Чересчур радужные прогнозы, обещания. Идеального развития событий в бизнесе не бывает, и если ваш бизнес-план этого не учитывает, то ему грош цена.

Другие советы по данной теме вы найдете в статье Как правильно составить бизнес-план.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!