Выбор книги в первую очередь зависит от возраста читателя, поэтому давайте посмотрим, что читать детям, когда они проходят тот или иной этап своего развития...
На этом этапе книги должны содержать много картинок и мало текста. Подойдут простые русские народные сказки: "Колобок", "Курочка-Ряба", "Репка", "Теремок". В этих сказках простой язык, а так же много рифм и повторов, которые ребенок легко запоминает. Хорошо рассказывать ребенку потешки, простые стишки, считалочки ("Сорока- ворона кашу варила...", "Петушок- петушок, золотой гребешок..."). Малышу в этом возрасте будут интересны интерактивные книжки, которых сейчас выпускается огромное количество. В таких книжках используются различные звуковые и тактильные эффекты, они оснащены лампочками, сделаны из различных материалов - все это простимулирует ранее развитие ребенка.
В целом литература остается та же, но стихи можно взять посложнее, например произведения Агнии Барто ("Игрушки", "Кто как кричит..."). Читайте стихи и сказки по многу раз, дети любят слушать то, что им знакомо. Дайте возможность ребенку рассказать стих или сказку самому, используя опорные картинки. При чтении важно обращать внимание не только на развитие речевых навыков, но и на установление и поддержание эмоционального контакта с малышом. В этом вам поможет использование пальчиковых игр, сопровождаемых стихами ("мальчик-пальчик, где ты был...", "ладушки, ладушки...") и потешек, которые сопровождаются определенными движениями ("мишка косолапый по лесу идет...") Эти упражнения хороши еще тем, что они стимулируют у ребенка такую важную функцию как подражание - ведь именно благодаря ей ребенок учиться говорить.
В этом возрасте по прежнему важна наглядность, ребенок еще мал, но книги становятся немного длиннее, отношения между героями - сложнее. Читайте малышу стихи Самуила Маршака ("Пудель", "Усатый - полосатый") и Корнея Чуковского ("Телефон", "Айболит", "Федорино Горе", "Мойдодыр") и русские сказки про животных ("Волк и семеро козлят", "Журавль и лиса", "Маша и медведь" и др.)
Словарный запас ребенка уже довольно велик и выбор литературы достаточно широк. Лучше читать сказки, где нет ничего страшного, пугающего. Истории должны иметь хороший конец - это подарит ребенку ощущение надежности, избавит от страхов. Поэтому волшебные сказки лучше оставить на боле поздний период. Рекомендуемые произведения на этот период: рассказы Носова, Лилиан Муур "Крошка Енот", стихи и басни Сергея Михалкова.
Выбирайте книги с более сложной сюжетной линией, длинными диалогами, появляются описания природы, людей, предметов. Побуждайте ребенка рассказать или пересказывать сказки своими словами - это очень поможет в развитии речи и памяти. Можно включить волшебные сказки-произведения Шарля Перро, братьев Гримм, сказки народов мира в детском изложении. Исходите из способностей ребенка и уровня его развития.
Когда обсуждаете с ребенком произведение, обращайте внимание на взаимоотношения героев, их личностные качества, но на простом для ребенка языке (волк - злой, плохой; фея - добрая, хорошая).
Ребенок вплотную подходит к этапу, когда он сам начинает читать. Не так важно, когда именно это произойдет - в 6, в 7,или даже в 8 лет. Важно сформировать у ребенка правильное отношение к чтению, не отбить у ребенка желание читать. Поэтому не переутомляйте ребенка, а тем более не заставляйте его читать! Заинтересуйте его чтением, откройте дверь в увлекательный мир книг, приключений и волшебства! Когда ребенок сможет читать сам, он с удовольствием будет перечитывать сказки и стихи, которые вы читали ему прежде, и которые он полюбил. Возможно, перечитав их, ребенок откроет для себя что-то новое!
Рекомендуемая литература на этот период:
В этот период случается важное событие- ребенок идет в школу. Поэтому ребенок читает так же ту литературу, которую предписывает ему школьная программа. На уроках литературы учителя прививают детям любовь к чтению, знакомят с прозой и поэзией русских и зарубежных авторов. Дети уже самостоятельно способны выбирать книги, которые им интересны. Родителям тоже необходимо участвовать в формировании литературных вкусов детей. Примерная литература:
Новые интересы ребенка влияют и на выбор литературы. Произведения имеют большую длину, структура их сложна. Герои книг становятся перед моральным выбором. Ребенок делает этот выбор вместе с ними. Родителям нужно объяснить, правильно ли поступает герой в той или иной ситуации и почему он так поступает. При обсуждении книги нужно дать ребенку высказаться, внимательно выслушать его, не навязывая своего мнения. Ребенок научиться правильно формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Литература:
В этом возрасте ребенку интересна литература, где присутствует конфликт, а сюжет сложный, витиеватый. В книгах присутствуют размышления автора и героев, развернутые описания природы, а так же чувств и переживаний героев. Ситуация показана не однозначно, а с позиций разных героев. Эти книги сложны для понимания, поэтому лучше читать их вместе с ребенком, даже если он отлично читает сам. Литература: