5.0 0.5 3 13

Как играть на губной гармошке?

Леонид Веселов
Леонид Веселов
23 апреля 2012
9369
Оцените:
Как играть на губной гармошке?

Губная гармошка – на первый взгляд простой и незатейливый инструмент, за которым скрывается целая культура, глубокий и загадочный мир музыки, завораживающих мелодий, ритма и тона, однажды познакомившись с которыми нельзя впредь оставаться равнодушными. Легкое и компактное средство выражения творческого «я», гармоника может стать верным спутником, поддержать лирическое настроение или задорно подыграть в моменты всеобщего веселья. А музыкант, знающий, как играть на губной гармошке, легко укрепится в имидже души компании и оригинального творца.

Итак, вы готовы познакомиться поближе с этим многоликим инструментом? Приступим.

Для начала, уясним для себя, что губная гармоника – это духовой язычковый инструмент, внутри которого располагаются медные пластинки, приводимые в движение воздушной струей, которую создает музыкант. Одним из интереснейших аспектов игры на гармонике является двойное звукоизвлечение – она «поет» как на вдохе, так и на выдохе музыканта. Так, на выдохе через определенное отверстие мы получим ноту «до», а вот соответствующий ноте «ре» звук мы извлечем только на вдохе – и это правило действует для всех нот и всех отверстий мундштука.

Как и любой другой духовой инструмент, губная гармошка начинается с мундштука, но, в отличие от большинства собратьев, ее мундштук многоканальный – по отверстию на каждый язычок. Сверху и снизу пластинки-язычки прикрыты металлическими крышками, которые вместе с защитной выполняют резонаторную функцию.

Азы: как играть на губной гармошке

Учимся играть на губной гармошке – осваиваем умение ее правильно держать. Специалисты рекомендуют держать инструмент в левой руке, немного наискось (чтобы комфортно доставать до первого, второго и третьего отверстий), свободно, не слишком сжимая, и по возможности сохраняя прямой угол между гармошкой и лицом. Во время игры важно привыкнуть передвигать гармошку, а не голову – для начала следует потренироваться перед зеркалом. Нередко можно заметить, что виртуозы используют другие позиции, пренебрегая этими правилами – но пока нам до них далеко, попробуем опираться на эти рекомендации и собственные ощущения комфорта.

Для новичка извлечение чистого одиночного звука станет первым значительным испытанием. Это азы, без которых невозможно дальнейшее обучение, и сколько бы времени ни пришлось потратить на получение такого звука – неважно, этот этап необходимо пройти полностью. Получить звук из отдельного отверстия губной гармошки не так-то просто, принцип свистка здесь не сработает. Обычно при первой «встрече» с гармошкой извлекается, как ни странно, целое созвучие (которое со временем тоже пригодится), а вовсе не требуемый отдельный звук. Тут мешает вот что: новичок пытается дуть в отдельное отверстие, сложив губы трубочкой, в то время как на самом деле нужно обхватить гармошку губами и все отверстия, кроме нужного, прикрыть языком. Чтобы понять, какой же звук вы должны получить на выходе – попробуйте дунуть в выбранное отверстие, крепко зажав пальцами соседние с ним. Рано или поздно у вас получится правильный одиночный звук, добившись извлечения которого можно продвигаться дальше. На этом этапе вы сможете сыграть мажорную гамму, поочередно извлекая звук из каждого отверстия, или даже наиграть простейшую мелодию, воспользовавшись специальными табулатурами.

Одним из самых важных аспектов игры на губной гармошке является правильное дыхание. Расположив губную гармошку как можно глубже во рту, вы сможете отработать правильную технику глубокого диафрагменного дыхания, исключив действия губ и ротовых мышц. От данного умения напрямую зависят сила и тембр звука – при этом важно помнить, что в игре на гармошке задействован не только выдох, но и вдох. Заниматься рекомендуется стоя, с прямой спинойе и немного приподнятой головой – именно в таком положении достигается оптимальная циркуляция воздуха.

Немаловажной в освоении этого музыкального инструмента является также артикуляция, осуществляемая при помощи языка. Для более четкого, разборчивого восприятия нот в сложных быстрых произведениях на выдохе необходимо постоянно совершать повторяющиеся движения языком, не прикасаясь им к небу (как при произношении слога «та») – так ноты приобретают более мягкую окраску. При вдохе повторяется сходное движение, только язык касается зубов (как при произношении слога «да») – понаблюдав за работой профессиональных музыкантов, вы сами обратите внимания на эту особенность. Разумеется, вы можете выбрать свои артикуляционные слоги, как делают многие музыканты.

Еще одна особенность, с которой стоит ознакомиться при обучении игре на губной гармошке – так называемый бенд, специфичный прием, помогающий изменить силу извлекаемой ноты. Применяется обычно для извлечения отсутствующих в диатонической гамме нот, а также для получения особых звуковых эффектов, напоминающих голос – вой, плач, крик. Воспользовавшись специальными таблицами, можно выяснить, для извлечения какого звука служит тот или иной бенд – но к этому нужно приступать, только основательно разобравшись с базовым звукоизвлечением.

Горловое вибрато – набор приемов, вызывающий максимальный интерес новичков, и, увы, им недоступный. Запаситесь терпением! К освоению этих приемов можно приступать, только отточив все ранее перечисленные техники, изучение которых займет от трех до шести месяцев. В этой технике задействованы горловые мышцы, тренировка которых будет поначалу сложна, однако результат того стоит.

Итак, губная гармошка как научиться играть – краткий ответ на этот вопрос мы постарались дать, далее же все зависит от вашей целеустремленности, усидчивости и нацеленности на результат.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!