Когда в столь уже далеком от нас 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали невиданную дотоле диковину – одноминутный черно-белый документальный фильм, показывающий прибытие поезда, они даже и предположить не могли, какого могущественного джина выпустили в наш мир. Кинематограф, который изначально задумывался как нехитрое развлечение для невзыскательной публики, довольно быстро превратился в род изобразительного искусства и сейчас занимает уже весьма значительную часть современного культурного пространства многих стран, являя собой весомую отрасль экономики, в которой вращаются очень большие деньги.
Изначально весь фильм создавался одним лишь оператором, который вращал ручку своей механической узкопленочной камеры и наводил объектив на те или иные предметы. Однако уже на первых этапах развития кинематографа создателям кино стало отчетливо ясно, что недостаточно просто снимать занимательные кадры. Для коммерческого успеха необходимо чтобы фильм был интересен массовому зрителю, следовательно, фильму нужен сюжет. Так на свет появились профессии сценариста, пишущего сценарии кинофильмов, и кинорежиссера, воплощающего в жизнь задумки сценариста.
По мере увеличения продолжительности кинофильмов и усложнения их сюжетов начал формироваться жанр игрового кино, и для создания экранных образов потребовались профессиональные киноактеры.
Несколько десятилетий кинофильмы были немыми. Звук, появившийся в кинематографе в конце двадцатых годов прошлого века, вдохнул в кино вторую жизнь и привел к появлению новой, не существующей до тех пор профессии – профессии звукорежиссера.
Люди этих пяти профессий (оператор, сценарист, режиссер, актер кино и звукорежиссер), появившихся еще на заре развития кинематографии, и поныне являются основными участниками в создании любого художественного кинофильма.
Весь процесс создания кинофильма принято условно делить на три основных этапа – подготовительный период, собственно съемку и монтажно-тонировочные работы.
Это самый интересный этап - о нем чаще всего пишут в журналах и рассказывают по телевизору. Видео с интересными моментами съемок известных кинофильмов при желании легко можно найти в Интернете, ведь роликов на эту тему там великое множество. Благодаря телевидению и Интернету все примерно представляют, как выглядит съемка одного эпизода: осветители устанавливают и проверяют свет, звукооператор устанавливает микрофоны, загримированные и облаченные в костюмы актеры занимают свои заранее оговоренные позиции в кадре, ассистентка перед камерой щелкает полосатой «хлопушкой» с написанными на ней номерами эпизода и дубля, раздается команда режиссера: «Начали!». И так раз за разом до тех пор, пока не будет снят последний эпизод фильма.
На этом завершающем этапе создания фильма режиссер вместе с монтажерами отбирает самые удачные дубли и сводит их воедино в соответствии с первоначальным творческим замыслом. Одними из самых сложных работ монтажно-тонировочного этапа являются работы по озвучиванию фильма. Фонограмма фильма состоит из музыкального сопровождения, речи актеров и шумового оформления, которые звукорежиссер должен не только гармонично объединить в единое целое, но и синхронизировать их с отдельными кадрами уже смонтированного фильма. Полностью смонтированный и озвученный фильм перезаписывают и затем тиражируют. О том, как это делается на современной киностудии, детально рассказывается в нашей статье Как создаются фильмы.