5.0 0.5 4 49

Как играть в шахматы?

Леонид Веселов
Леонид Веселов
16 апреля 2012
1917
Оцените:
Как играть в шахматы?

Основная цель игры в шахматы – «съесть» короля противника, не потеряв при этом своего. Раунд проводится на доске, расчерченной на 64 двуцветные клетки – светлые и темные, ее размер – 8 клеток в ширину, и столько же – в длину. Сам турнир делится на три последовательных стадии: начало – дебют, середина – миттельшпиль, и заключительная часть – эндшпиль.

Шахматные фигуры

Каждый, кто хочет узнать, как играть в шахматы, должен сперва познакомиться с располагаемыми на доске фигурами. В целом, в поединке принимают участие 32 фигуры – 16 «черных» и 16 «белых». Противоборствующие стороны укомплектованы одинаково: каждая из них имеет по восемь пешек, по две ладьи, по два слона, по два коня, по ферзю и по королю. Интересно, что пешки, по мнению некоторых знатоков и шахматистов, вообще нельзя считать фигурами. Главный во всем шахматном наборе – король, его обычно специально делают выше остальных. Он способен передвигаться только на одно поле в любом направлении. Короля необходимо защищать, так как угроза его неминуемого выбивания фигурой противника – мат – означает проигрыш. Хотя он и играет особую роль, но по своей силе может быть отнесен к легким фигурам.

Ферзь, как и король, ходит в произвольном направлении, однако количество полей для него не ограничено. Он является наиболее сильной фигурой среди остальных, его ценность – 9 пешек, он относится к так называемым тяжелым фигурам. Ферзь отличается от короля тем, что увенчан небольшим шариком, а не короной или крестом. Чтобы хорошо научиться играть в шахматы, нужно понять важность ладьи. Эта фигура передвигается исключительно по вертикальным и горизонтальным полям. Она тоже относится к классу «тяжелых», ее ценность – 5 пешек. При необходимости, может принять участие в рокировке, о которой будет рассказано ниже. Имеет вид небольшой стилизованной крепости.

Слона можно перемещать только по диагоналям одного цвета: у каждого игрока есть по одному слону для светлых клеток, и по одному – для темных. Ценится он как 3 пешки, относится к легким фигурам. Слон ниже ферзя и короля, он имеет каплеобразную или заостренную вершину. Конь является «прыгающей» фигурой: он ходит по ломаному контуру в форме буквы Г, и при этом «перескакивает» все фигуры, находящиеся на линии его движения. С тем, чтобы сделать им ход, нужно сначала передвинуть его на две клетки в горизонтальном или вертикальном направлении, а затем – на одно поле перпендикулярно исходной линии. Равен он 3 пешкам, относится к классу легких фигур. Умение использовать коня важно для того, чтобы понять, как правильно играть в шахматы, и побеждать своих оппонентов.

Наконец, самая «дешевая» фигура – пешка. Она ходит только вперед и только по вертикали, один шаг соответствует одной клетке. В отличие от остальных фигур, бьет не прямо по траектории своего движения, а на одно поле вперед по диагонали. Допустимо, чтобы первый ход был не на одну, а сразу на две клетки вперед. Может быть взята пешкой противника, если Ваша пешка и вместе с ней встали на одну горизонталь после того, как Вы сделали ею ход сразу на два поля вперед. Противнику достаточно перейти по диагонали на клетку, расположенную позади Вашей пешки, чтобы убрать ее с доски. У каждого игрока перед началом партии – по 8 пешек, выстроенных в единую горизонтальную линию для прикрытия основных фигур. Чаще всего, пешки применяются при создании оборонительной структуры – своеобразных «укреплений». Они – самые слабые из всех фигур, однако, когда одна из них достигнет противоположного края доски, ее заменяют любой другой фигурой.

Учимся играть 

В значительной степени поможет Вам научиться играть в шахматы видео, выложенное в сети в открытом доступе. Право пойти первым принадлежит игроку с белыми фигурами, затем ходят поочередно. За один ход перемещают или выбивают одну фигуру. Ход допустимо считать завершенным только тогда, когда от переставленной на другое поле или убранной с доски фигуры отнята рука. Если в турнире используются шахматные часы, не забудьте нажать на них кнопку. Учтите, Вы проиграете в ситуации мата или пата, если даже нашли верное решение и успели поставить фигуру на требуемое поле, но не нажали на кнопку таймера до истечения времени.

Кроме стандартных ходов фигур, есть два необычных случая: рокировка и взятие на проходе. Второй из них уже описан выше, его иногда называют взятием «энпассан» – «на переправе» по-французски. Рокировка – это перемещение ладьи ближе к королю, и короля – ближе к ладье. Может быть осуществлена только из стандартного положения: ладья и король должны быть ни разу не ходившими. Те, кто способен хорошо играть в шахматы, сумеют беспрепятственно сделать ее. Сперва короля нужно подвинуть на две клетки к правой или левой ладье, а затем «перепрыгнуть» ею через него и поставить ее на следующую за ним клетку. Рокировка влево называется длинной, а вправо – короткой. Она невозможна, если одна из фигур уже сделала ход, или между королем и ладьей находится посторонняя фигура. Также рокировка недопустима, когда король «под шахом», или клетка, которую он намеревается занять или пересечь для этого, под атакой фигуры противника.

Во время проведения партии могут возникнуть три ситуации: пат, шах и мат. В патовом положении игрок не в состоянии сделать какой-либо ход, соответствующий правилам, хотя королю оппонента поставлен шах. «Под шахом» стоит король, располагаемый на битой клетке. Это значит, что нужно его либо убрать в безопасное место, либо прикрыть другой фигурой, либо выбить фигуру противника, создавшую опасное положение. Когда шахует конь, короля невозможно прикрыть своей фигурой: любой, кто знает, как лучше играть в шахматы, подтвердит это. Мат – это шах королю, из которого тот не имеет выхода. Цель всей игры – поставить королю оппонента мат.

Турнир заканчивается ничьей или выигрышем одного из участников. Победа фиксируется тогда, когда на доске очевиден мат, один из соперников сдался или просрочил отведенное ему время. Бывает техническая победа: оппонент не явился на поединок, прервал партию, не подчинился судье и др. Ничья – это пат, нехватка фигур для продолжения игры, повторение одной позиции трижды и договорная ничья. Также ничья оглашается, если у одного из игроков подошло к концу время, но его противник не имеет достаточного количества фигур для уверенной победы, или когда обе стороны сделали свыше 50 ходов, не добившись необходимого перевеса. Все перечисленные правила разработаны и приняты ФИДЕ, они действительны для шахматистов всего мира. Чтобы обучиться самому и научить играть в шахматы кого-либо из знакомых, их знание обязательно. Отступление от норм считается грубым нарушением, и за тем, чтобы этого не случилось, следит судья.

Тем не менее, есть разнообразные вариации на тему традиционных шахмат с собственными правилами. Так, придуманы шахматы для троих, шахматы со случайным расположением фигур на доске, цилиндрические, шестиугольные и кольцеобразные шахматы, цитадель, кингчесс и др.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!