5.0 0.5 3 48

Как работает вариатор?

Оксана Логунова
Оксана Логунова
5 апреля 2013
1750
Оцените:
Как работает вариатор?

Смотрите видео

Как работает вариатор?

Иногда, в автомобильных каталогах или в технических характеристиках, можно встретить такое слово как «вариатор», которое многим мало о чем говорит. На самом деле, это изобретение принадлежит знаменитому Леонардо да Винчи. Вариатор – это тип трансмиссии, который появился еще в 50-х годах прошлого столетия. Принцип работы вариатора значительно отличается от привычной работы коробки передач. В нем нет фиксированных передач, он плавно изменяет передаточное число во время разгона или замедленного хода автомобиля. Вариаторы бывают нескольких типов:

  • Клиноременные;
  • Тороидальные;
  • Цепные.

Работа вариатора

Рассмотрим, как работает вариатор. Для автомобилей используют клиноременные и тороидальные вариаторы. Клиноременные вариаторы получили наибольшее распространение. Сегодня его используют многие производители автомобилей и некоторые из них имеют свои собственные названия, такие как:

  • Multidrive от Тойота;
  • Multitronic от Ауди;
  • Multimatic от Хонда и др.

На автомобили фирмы Ниссан устанавливают тороидальные вариаторы Extroid, которые получили большую известность. Коробка вариатор, принцип работы ее заключается в согласованном изменении диаметров шкива, зависящего от режимов работы двигателя. Поскольку это бесступенчатая коробка передач, она обеспечивает изменение передаточного числа очень плавно. Ее достоинством является эффективное использование мощности. Это происходит за счет согласованной работы коленчатого вала и нагрузки на автомобиль. Благодаря этому крутящий момент изменяется непрерывно, не происходит рывков, что обеспечивает комфортное передвижение на автомобиле. Устройство вариаторной коробки включает в себя:

  • Систему управления;
  • Механизм, с помощью которого обеспечивается передача крутящего момента;
  • Механизм, который обеспечивает задний ход;
  • Вариатор.

Для передачи крутящего момента используются различные виды сцепления. Высокую плавность передачи крутящего момента обеспечивает гидротрансформатор, тем самым увеличивая срок эксплуатации коробки передач.

Клиноременный вариатор

Рассмотрим клиноременный вариатор, принцип работы его. Такой тип вариатора состоит из одной или двух ременных передач. Передача осуществляется с помощью двух шкивов, которые соединены между собой клиновидным ремнем. Шкив состоит из двух конических дисков, они могут сдвигаться и раздвигаться, в результате чего происходит изменение диаметра шкива. Их сближение происходит за счет использования центробежной силы, гидравлического давления, усилия пружин. Для того чтобы перемещение ремня имело наименьшее сопротивление, конические диски имеют угол наклона 20 градусов.

Ремни для клиноременных вариаторов

Однозначно, что простые ремни, выполненные из ткани или резины, сюда не подойдут. С такими ремнями автомобиль не проехал бы и тысячу километров. Для вариаторов этого типа используют ремень, выполненный из стальной ленты или набора стальных тросов, который имеет ленты сложного сечения с нанизанными на них стальными пластинками. Именно края таких пластинок вступают в контакт со шкивами. Такой ремень имеет нужную жесткость, который и передает сжимающее усилие.

В качестве ремня еще используют металлическую цепь. Она состоит из пластин, которые соединяются осями. Благодаря такой конструкции обеспечивается отличная гибкость. Для ее смазки используют специальную жидкость. Использование такого ремня обеспечивает наименьшие потери во время передачи крутящего момента и более высокий КПД.

В коробке вариатора чаще всего используют электронную систему управления, которая должна выполнять такие функции:

  • Синхронное изменение диаметра шкивов вариатора;
  • Сцепление;
  • Обеспечение работы планетарного редуктора, который необходим для осуществления движения задним ходом.

Рычаг селектора служит для непосредственного управления вариатором. В зависимости от выбранной программы управления будет меняться передаточное число при разгоне. В отличие от обычного автомобиля, на котором на каждой передаче надо раскручивать двигатель, а потом переходить на следующую передачу, у автомобиля с вариатором, мотор остается на тех же самых оборотах и плавно меняет передаточное отношение. При этом темп разгона высокий и не надо тратить время на переключение передач. Кроме того, вариатор еще и «умный». Если случится заехать, к примеру, на холм, он не оставит включенной высокую передачу, шкивы передвинуться обратно для увеличения крутящего момента.

К недостаткам вариаторов относится их дорогое обслуживание и недешевый ремонт. Замена ремня может понадобиться после пробега в 100-150 тыс. км. Масло для него дороже, чем для автомата, правда, покупать его надо реже. Несмотря на это популярность их использования постоянно растет. Теперь вы знаете все о том, как работает вариатор.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!