5.0 0.5 4 35

Как управлять самолетом?

Юрий Белоусиков
Юрий Белоусиков
25 марта 2013
3565
Оцените:
Как управлять самолетом?

В современных условиях, когда вместе с ростом технического прогресса возрастает и риск возникновения опасных ситуаций, очень важно быть подготовленным к любым непредвиденным обстоятельствам. И если вы любите летать, то не будет лишним и научиться управлять самолетом — хотя бы освоить некоторые азы этого управления, чтобы помочь пассажирам и экипажу, если вдруг возникнет такая необходимость. И конечно, статья будет полезна и тем, кто любит авиацию, но не знает с чего начать.

Инструкция, как управлять самолетом

Опустим процедуру взлета, так как даже в случае возникновения проблем (не дай Бог, конечно) пассажир ничего сделать не сможет. Механизм взлета отрабатывается отдельно и нужны часы тренировок и специальные тренажеры, чтобы его освоить. Представим, что внештатная ситуация произошла во время полета. Вы заходите в кабину управления самолетом. Занимайте левое кресло первого пилота, то есть капитана судна. Здесь вы найдете все, что необходимо для того, чтобы направить самолет на нужный курс и совершить посадку. Для начала сориентируйтесь в пространстве. Нос самолета не должен быть задран вверх (видно, в основном, небо) и не должен «клевать» (видна преимущественно земля). Для выравнивания используем штурвал. Позаботьтесь о том, чтобы не делать резких движений — все маневры нужно совершать плавно. Если потянуть штурвал на себя, самолет начнет набирать высоту, если от себя — будет опускаться вниз. Вы, наверное, играли в авиасимуляторы на компьютере — здесь все нужно делать примерно так же, как и управлять самолетом онлайн.

Выравниваем самолет по авиагоризонту

А что делать, когда нет возможности сориентироваться в пространстве? Это может происходить, например, в условиях густой облачности. В этом случае используем прибор под названием авиагоризонт. Этот специальный указатель вы легко узнаете по синему цвету неба и коричневому цвету земли на экране. В середине авиагоризонта расположена буква «W», обозначающая крылья самолета. Правильное положение горизонта, свидетельствующее о том, что самолет летит ровно — когда синяя часть находится вверху (небо), а коричневая — внизу (земля) и между ними проходит по центру ровная горизонтальная полоса. Если картина другая, берем штурвал и с его помощью медленно и постепенно выравниваем положение воздушного судна.

Связываемся с диспетчерской службой

Выполнив одну важную задачу по выравниванию самолета, приступаем к другой — сообщаем диспетчеру о своей ситуации. Для этого нажимаем специальную кнопку, расположенную прямо на штурвале — под большим пальцем. Однако здесь есть одно но — нажав на эту кнопку, вы можете отключить автопилот, поэтому если не уверены — используйте для переговоров радио, расположенное несколько ниже окна — слева от сиденья пилота. Нажимайте и удерживайте кнопку, чтобы что-то сказать и отпускайте, чтобы слушать. Для запроса нажмите кнопку и произнесите SOS или Mayday. Теперь назовите себя и объясните, что у вас случилось. Если рейс международный, лучше говорить по-английски — этот язык понимают все авиадиспетчеры. Если ответа на заранее настроенной частоте нет, тогда перенастройте приемник на частоту VHF (УКВ) - на 121,5 Мгц - ее постоянно мониторят все спасательные службы. Панель настройки частоты расположена обычно на приборной панели — между креслами первого и второго пилотов, либо напротив капитана. После того, как связь установлена следуйте в точности указаниям авиадиспетчера.

Посадка

Здесь могу вас обрадовать: большинство самолетов до определенного момента совершают посадку автоматически. Однако когда до земли останется метров 30, нужно будет слегка потянуть штурвал на себя и как только основные стойки шасси коснутся земли, направить штурвал от себя для выравнивания так, чтобы земли коснулась и передняя стойка. Только не забудьте перед этим выпустить шасси — ручка находится на передней приборной панели справа от центрального пульта. Теперь убираем тягу, для чего переводим в заднее положение рычаги управления тягой. В верхней части рулевых педалей расположены тормоза — нажимайте на них, постепенно снижая скорость. Если происходит съезд с ВПП (взлетно-посадочной полосы), корректируйте направление с помощью рулевых педалей. Вот и все, осталось только сказать о нескольких правилах, которые помогут вам избежать многих неприятностей, если потребуется управлять самолетом:

  • Недалеко от рычагов управления тягой находятся переключатели для задействования закрылок или предкрылок — они помогают снизить скорость самолета и поддерживать горизонтальный курс на малой скорости. Только активируйте их вовремя: если некому подсказать (нет связи), обратитесь к TOLD — таблице взлетно-посадочных данных (от англ. take off and landing data).
  • Если найдете указатель скорости, смотрите, чтобы скорость (она всегда указывается относительно воздушного потока) была в зеленой зоне — это значит, что самолет летит нормально. Проблемы могут возникнуть, если скорость в красной зоне — в этом случае ее необходимо увеличить, иначе это может приобрести к катастрофическим последствиям, то есть к крушению воздушного судна. Скорость может измеряться в узлах, а может — в километрах в час. На какой скорости заходить на посадку, узнайте у диспетчера. Для больших самолетах это обычно 130 узлов или 240 км/ч, а для маленьких — 70 узлов или 130 км/ч. На этой скорости рекомендуется открывать закрылки и выпускать шасси. Скорость полета большого гражданского самолета должна быть на уровне 370 км/ч (200 узлов).

И помните — научиться управлять самолетом реально, главное, сохранять спокойствие и следовать инструкции. Кстати, для того, чтобы лучше понять, как же устроен самолет гражданской авиации, скачайте и установите авиасимулятор Microsoft Flight Simulator X или 2012 — эта отличная программа обучит вас многим тонкостям управления воздушными судами. Ведь любой сегодня сначала учится управлять самолетом онлайн, а уже затем пересаживается за штурвал реального самолета.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!