Галина Атаханова

Смотрите видео

Как устроена Вселенная?

Все, что мы видим вокруг, состоит из простых элементов, включая нас самих. Но изначально не было ничего: ни материи, ни радиации, ни пространства, ни времени. Как мы появились здесь? Из чего состоит Вселенная? Завесу тайны приоткрывает общепринятая на сегодняшний день космологическая модель развития ранней Вселенной - теория Большого взрыва.

Теория Большого взрыва

Из-за Большого взрыва около 14 миллиардов лет назад из мельчайшей частички образовалась Вселенная. Через одну тысячную секунды после Большого взрыва кварки и глюоны (строительные блоки для более крупных частиц) сформировали протоны и нейтроны. Через одну секунду при охлаждении на миллиард градусов протоны и нейтроны образовали атомные ядра. Через три минуты появились первые элементы – водород, гелий и литий. Когда электроны сцепились в атомы, Большой взрывони больше не блокировали проход для светонесущих частиц - фотонов.

Наконец, все упорядочилось, Вселенная стала прозрачной. Затем появились первые звезды, повсюду сгущался и нагревался газ, начался ядерный синтез. Из облаков водорода и гелия образовались галактики, галактики формировали кластеры, а скопление кластеров - филаменты (комплексы суперкластеров). Теперь во Вселенной примерно 50 миллиардов галактик.

Сегодня атомы составляют большую часть материи Вселенной, но в космосе еще много неизведанного, того, что мы только начинаем познавать. Как ни удивительно, гармонично устроенная Вселенная таит в себе загадочные материи. Они настолько необычны, что когда-то ученые сомневались в их существовании.

Согласно современным представлениям астрофизиков, если принять все вещество во Вселенной за 100 %, то 5% будет составлять обычная, видимая материя, из которой состоят звезды, планеты и мы с вами, 25 % - темная материя и 70 % - темная энергия.

Неуловимая темная материя

Темная материя – не просто загадочная величина в космосе, она также основа нашего существования. Ученые считают, что темная материя возникла в момент Большого взрыва. Она играла важную роль, помогая обычной материи объединяться, формируя звезды и планеты. Подобно стальным балкам, используемым Темная материяв строительстве, медленные частицы темной материи играли роль строительных лесов, к которым прикреплялась обычная материя.

Темная материя не отражает свет, она не поглощает его и не выделяет. Свет просто проходит через нее без каких-либо изменений. Возможный способ обнаружить темную материю – наблюдать, как она влияет на окружающие ее объекты. Ее частицы настолько огромны по весу, что оказывают мощное воздействие на галактики, на то, как быстро они вращаются.

Мощная темная энергия

Что же представляют собой оставшиеся 70 % Вселенной? В свое время ученые были потрясены открытием новой таинственной темной энергии, которая играет главенствующую роль в космосе. Эта энергия гравитационного отталкивания приводит к разбеганию галактик. Ученые всегда считали, что хотя Вселенная расширяется, она в конечном итоге замедлится или даже придет к коллапсу, что сила притяжения окажется сильнее первоначального импульса.

Темная энергияОднако, исследуя динамику расширения Вселенной, физики были удивлены, обнаружив, что расширение не замедляется – напротив, оно ускоряется! Темная энергия разъединяет галактики, создавая разбегающуюся Вселенную. И ужасная судьба ожидает все живые существа: температура во Вселенной упадет настолько, что все разумные формы жизни замерзнут. Через триллионы лет Земля станет очень одиноким местом – если бы мы могли посмотреть на небо в то время, оно было бы абсолютно черным.

Темная энергия и темная материя противодействуют друг другу с начала времен. Физики полагают, что они обе образовались в момент Большого взрыва. Силы притяжения темной материи ограничивали темную энергию, замедляя расширение Вселенной в течение первых девяти миллиардов лет. Ситуация изменилась пять миллиардов лет назад, когда темная материя рассеялась по Вселенной, и темная энергия вышла из-под ее притяжения. Сегодня темная энергия – это доминирующая сила в нашем мире.

На данный момент темная материя и темная энергия остаются величайшими загадками космологии XXI века. Подробнее об этом вы сможете узнать, посмотрев онлайн научно-популярный телевизионный сериал канала Discovery «Как устроена Вселенная». Кроме того, смотреть, как устроена Вселенная, можно в документальных телесериалах «Во Вселенную со Стивеном Хокингом» и «Сквозь червоточину» с Морганом Фрименом, также производства Discovery.

Несмотря на многие нерешенные загадки, с открытием темной материи и темной энергии наука еще на один шаг приблизилась к единой теории, которая подскажет, как устроена Вселенная. А когда у нас будет такая теория, мы, наконец, сможем ответить на глубокие вопросы, который мучают человека с тех самых пор, когда он впервые взглянул на небеса.