Какие есть звезды?

Юлия Мартынюк
11 апреля 2013
Какие есть звезды?

Устройство окружающего мира издавна интересовало человека. С самых древних времен и до наших дней неотъемлемой частью науки считается изучение Вселенной, в которой загадочными и не конца изученными объектами являются звезды. Вопросы о происхождении звезд, их расстоянии от Земли, температуре, массе и множестве остальных физических и астрономических параметров всегда были обсуждаемыми у астрономов всех времен. С каждым новым открытием ученные расширяли свои понятия и представления о строении Космоса.

До того как были изобретены сложнейшие приборы и устройства для поиска ответов в просторах Вселенной, люди имели лишь весьма поверхностное представление о том, какие бывают звезды. Но с каждым годом все ближе и ближе человечество подбирается к разгадке о строении мира и Вселенной. Уже давно с помощью огромных радиотелескопов и сверхчувствительной аппаратуры было установлено, какие есть звезды в разнообразных галактиках, как они различаются по цвету, температуре, физическим и химическим свойствам. Также не так давно ученые раскрыли тайну существования нейтронных звезд, пульсаров, квазаров, сверхновых звезд, цефеидов. В нашей статье мы попытаемся рассказать вам о том, какие бывают звезды в соответствии с разнообразными параметрами.

Температура

Температура звезд - это один из наиболее весомых отличительных признаков, по которому эти небесные тела классифицируют. Итак, по температуре различают:

• Красные звезды или, как еще их называют, «холодные». Они имеют температуру поверхности до 3 тысяч градусов, что примерно равняется температуре вольтовой дуги.
  • Желтые звезды, к которым относится и наше светило Солнце, достигают температуры 6 тысяч градусов.
  • Белые звезды могут достигать температуры от 10 до 20 тысяч градусов.
  • Голубые - самые жаркие звезды, они могут иметь температуру больше 30 тысяч градусов, а иногда отметка достигает и 100 тысяч градусов.

Но по данному параметру характеризуются только поверхности звезд. Внутри же, в самом сердце светил происходят термоядерные реакции, которые, по подсчетам ученых, могут раскалить ядра данных небесных тел до 20 миллионов градусов. Но инструментально измерить эту цифру не представляется реальным. Хоть звезды и разжарены до таких температур, тепло, испускаемое ими, достигает нашей планеты в настолько малом количестве, что если бы мы собирали тепло, испускаемое, например, звездой Бетельгейзе, двухметровой линзой, то энергии хватило бы на нагрев наперстка воды всего лишь на пару градусов.

Вот какие есть звезды по соотношению температур. Теперь рассмотрим эти небесные тела по соотношению размеров.

Размеры

В мире звезд ученые различают карликов и гигантов. Определить размер представляется возможным благодаря физическим законам, по которым можно рассчитать полную энергию, выделяемую одним квадратным сантиметром поверхности тела. Данный показатель пропорционален четвертой степени температуры небесного объекта. Следующие расчеты позволят получить величину поверхности тела, а затем, посчитав звезду сферой, можно без особого труда вычислить ее диаметр.

В созвездии Цефея находится звезда под названием VV. Ее размер - наибольший среди всех известных науке звезд. Она крупнее нашего Солнца примерно в 1100 раз. Хотя существуют звезды, размер которых гораздо меньше Солнца. Это звезды, именуемые карликами. Мелкие и крупные звезды красного цвета считаются холодными. Звезды, имеющие еще более меньший размер, называются белыми карликами. Их размеры сопоставимы с размерами планет. Они могут быть даже меньшими, нежели наша Земля. Примером такого карлика является один из спутников Сириуса. При относительно небольшом размере его масса достигает массы Солнца. Причина кроется в большой плотности тела, которая может превышать плотность воды в десятки тысяч раз. На нашей планете такие вещества не встречаются, но атомы элементов относительно схожи. Высокая плотность вещества белых карликов связана с действием сверхвысоких температур и колоссального давления на ядра и электроны атомов в сердце звезды.

Яркость

Какие бывают звезды по яркости? Также звезды разнятся по степени блеска и яркости. Насколько ярко в небе горит звезда, зависит не только лишь от ее настоящей светимости, но и от того расстояния, которое отделяет нас от нее. Если учитывать расстояния, яркость звезд может варьироваться в довольно широком диапазоне: от одной тысячной яркости Солнца до яркости в E миллиона Солнц. Яркость этих небесных светил пропорциональна их массе. То количество вещества, которое содержится в определенной звезде, как раз и определяет ее блеск и цвет.

Необычные звезды

Среди огромного множества звезд не только нашей галактики, но и всей Вселенной, ученные выделяют также и особые виды этих светил. Звезды, обладающие маленьким размером и сверхмассой, звезды с необычно сильной яркостью, звезды, поглощающие себе подобных. Так какие бывают звезды по их особенности строения?

Цефеиды. Обособленность звезд невозможно назвать правилом. Иногда эти небесные тела могут образовывать пары. Такие звезды называются двойными или цефеидами. Они вращаются около одного центра тяжести под влиянием сил собственного тяготения.

Нейтронные звезды – астрономические тела, один из конечных продуктов звездной эволюции. Состоят из сердцевины нейтронного вещества и коры вырожденного вещества, преимущественно состоящего из ядер никеля и железа. Нейтронные звезды размером всего 20-30 километров в диаметре, но при этом их масса может достигать порядка 1.44 Солнечных масс, что связано с большой плотностью вещества, образующего данные звезды. 1 кубический сантиметр вещества нейтронной звезды может весить порядка миллиарда тонн. Помимо таких больших масс, нейтронные звезды обладают сильным магнитным полем, в тысячи раз более сильным, чем Земное. Также нейтронные звезды очень быстро вращаются вокруг своей оси, до 3 раз в секунду.

Квазары – одни из самых ярких астрономических объектов во всей Вселенной, мощность их излучения порой в сотни раз превышает общую мощность звезд целой галактики. Квазары называют маяками Вселенной, поскольку их различают с огромного расстояния - порядка 10 млрд. световых лет. Также по их спектру излучения ученые исследуют загадки зарождения галактик.

Сверхновая звезда – это звезда, которая закончила свой эволюционный цикл катастрофическим взрывным процессом. Данные звезды имеют колоссальную яркость, иногда превосходящую яркость их родных галактик. В связи с этим сверхновые звезды можно регистрировать с довольно далеких расстояний.

Но наука не останавливается на месте, с каждым новым открытием люди все больше узнают о Вселенной и ее загадках. Через несколько десятков лет астрономы будут знать точно, какие бывают звезды, доселе неизвестные науке.