Сегодня применение аутсорсинга в бизнесе называют новейшим инструментом организации предпринимательской деятельности. Однако первые исследования, посвященные тому, что такое аутсорсинг, появились в нашей стране довольно давно, еще в советское время.
Итак, аутсорсинг – это передача некоторых бизнес-процессов сторонним исполнителям (аутсорсерам) и концентрация на профильных видах деятельности, которая позволяет снизить издержки и повысить рентабельность.
В аутсорсинге выделяют две важные составляющие: экономическую и управленческую. Первая связана с использованием внешних ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, то есть привлечение сторонних факторов производства, которыми владеет другая фирма, в интересах клиента. Управленческая составляющая характеризуется передачей некоторых процессов или задач в исполнение внешним операторам.
Различают множество видов аутсорсинга. Во-первых, он может быть внутренним и международным. В первом случае исполнитель и заказчик находятся на территории одной страны, во втором – в разных государствах. Сегодня широкое применение получил международный аутсорсинг. Его ярким примером может служить повсеместный отказ поставщиков одежды от ведения производственной деятельности и открытие швейных фабрик в странах с низкой стоимостью рабочей силы.
В зависимости от того, какие ресурсы используются, выделяют еще несколько видов аутсорсинга:
Аутсорсинг нередко путают с офшорингом, но эти понятия не являются синонимами. Офшоринг – это перенесение бизнес-процессов за рубеж, при этом исполнителем может быть как сторонний поставщик услуги, так и дочернее подразделение компании-клиента. При аутсорсинге бизнес-процесс передается стороннему исполнителю, который может находиться как в стране заказчика, так и за рубежом.
Как было сказано выше, в одностороннем (классическом) аутсорсинге участвуют двое: фирма-заказчик, которая отдает в исполнению какую-либо функцию сторонней компании, и аутсорсер (исполнитель, подрядчик, оператор), который эту функцию выполняет.
Возможна и другая ситуация: когда две компании, взаимодействуя друг с другом, попеременно исполняют роль заказчика и подрядчика. Например, когда бухгалтерская фирма нанимает ИТ-компанию для установки и обслуживания программного обеспечения, а ИТ-компания, в свою очередь, заказывает у бухгалтерской фирмы ведение бухучета. Также такой аутсорсинг называют перекрестным.
И при классическом аутсорсинге, и при перекрестном механизм оплаты услуги абсолютно прозрачен. Аутсорсер выставляет цену, исходя из ожиданий рентабельности. Нередко важный заказчик может попросить подрядчика раскрыть структуру затрат и затем сам определяет приемлемый для него уровень наценки.
Итак, сегодня аутсорсинг представляет собой новую форму разделения и кооперации труда. Он возник как ответ на потребность компаний повысить эффективность своего бизнеса и успешно справляется с этой задачей по всему миру.