5.0 0.5 3 13

Что такое аутсорсинг?

Галина Атаханова
Оцените:
Что такое аутсорсинг?

Сегодня применение аутсорсинга в бизнесе называют новейшим инструментом организации предпринимательской деятельности. Однако первые исследования, посвященные тому, что такое аутсорсинг, появились в нашей стране довольно давно, еще в советское время.

Что такое аутсорсинг: определение

Итак, аутсорсинг – это передача некоторых бизнес-процессов сторонним исполнителям (аутсорсерам) и концентрация на профильных видах деятельности, которая позволяет снизить издержки и повысить рентабельность.

В аутсорсинге выделяют две важные составляющие: экономическую и управленческую. Первая связана с использованием внешних ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, то есть привлечение сторонних факторов производства, которыми владеет другая фирма, в интересах клиента. Управленческая составляющая характеризуется передачей некоторых процессов или задач в исполнение внешним операторам.

Виды аутсорсинга

Различают множество видов аутсорсинга. Во-первых, он может быть внутренним и международным. В первом случае исполнитель и заказчик находятся на территории одной страны, во втором – в разных государствах. Сегодня широкое применение получил международный аутсорсинг. Его ярким примером может служить повсеместный отказ поставщиков одежды от ведения производственной деятельности и открытие швейных фабрик в странах с низкой стоимостью рабочей силы.

В зависимости от того, какие ресурсы используются, выделяют еще несколько видов аутсорсинга:

  1. Аутсорсинг капитала. К нему относят производственный аутсорсинг (размещение заказов на изготовление продукции у внешнего подрядчика) и лизинг – использование оборудования, принадлежащего другой фирме.
  2. Аутсорсинг персонала. Фирма-аутсорсер принимает к себе на работу сотрудников, которые выполняют задачи, поставленные заказчиком. Другими словами, фактически персонал работает на фирму клиента, но официально числится в штате компании, предоставляющей услуги аутсорсинга.
  3. Аутсорсинг информации. Сюда относят поручение в сборе и обработке информации сторонней компании, а иногда и принятие какого-либо решения или стратегии на ее основе. Сюда же включают бухгалтерский аутсорсинг.
  4. Аутсорсинг предпринимательской деятельности. В этом случае для ведения хозяйственной деятельности фирма использует предпринимательский потенциал сторонних компаний. Здесь речь идет об интеллектуальном капитале и, в частности, о торговых марках. Сюда относят франчайзинг – когда независимый предприниматель покупает у владельца торговой марки услугу по ее управлению.
  5. Смешанный аутсорсинг. Он подразумевает использование сразу нескольких типов ресурсов. К нему относят факторинг, когда фирма-фактор предоставляет заказчику финансовые ресурсы (аутсорсинг капитала) и собирает и анализирует платежеспособность его текущих и потенциальных клиентов (аутсорсинг информации).

Аутсорсинг нередко путают с офшорингом, но эти понятия не являются синонимами. Офшоринг – это перенесение бизнес-процессов за рубеж, при этом исполнителем может быть как сторонний поставщик услуги, так и дочернее подразделение компании-клиента. При аутсорсинге бизнес-процесс передается стороннему исполнителю, который может находиться как в стране заказчика, так и за рубежом.

Классический и двусторонний аутсорсинг

Как было сказано выше, в одностороннем (классическом) аутсорсинге участвуют двое: фирма-заказчик, которая отдает в исполнению какую-либо функцию сторонней компании, и аутсорсер (исполнитель, подрядчик, оператор), который эту функцию выполняет.

Возможна и другая ситуация: когда две компании, взаимодействуя друг с другом, попеременно исполняют роль заказчика и подрядчика. Например, когда бухгалтерская фирма нанимает ИТ-компанию для установки и обслуживания программного обеспечения, а ИТ-компания, в свою очередь, заказывает у бухгалтерской фирмы ведение бухучета. Также такой аутсорсинг называют перекрестным.

И при классическом аутсорсинге, и при перекрестном механизм оплаты услуги абсолютно прозрачен. Аутсорсер выставляет цену, исходя из ожиданий рентабельности. Нередко важный заказчик может попросить подрядчика раскрыть структуру затрат и затем сам определяет приемлемый для него уровень наценки.

Итак, сегодня аутсорсинг представляет собой новую форму разделения и кооперации труда. Он возник как ответ на потребность компаний повысить эффективность своего бизнеса и успешно справляется с этой задачей по всему миру.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!