5.0 0.5 4 25

Чему учит школа?

Юрий Белоусиков
Юрий Белоусиков
12 марта 2013
4380
Оцените:
Чему учит школа?

В статье мы поразмышляем на тему, чему учит школа и чему она должна учить. Бытует мнение, что сегодняшняя школа уже не та, что детей стали гораздо хуже учить, чем это было в советские времена. Разумеется, часть правды в этом есть и наша система образования сегодня находится далеко не в лучшем состоянии. Однако посещать школу все-таки нужно — и прежде всего, тем детям, у которых нет другой возможности получить хоть какое-то домашнее образование, а такая возможность, честно говоря, мало у кого имеется в нашей далеко не богатой стране.

Чему учит школа современного ребенка

Безусловно, самое лучшее образование — это самообразование. Но это утверждение правильно для взрослого, отчасти верно для юноши или подростка и совсем не подходит для ребенка, который может и не понимать, зачем ему могут понадобиться те или иные знания, приобретаемые в школе. Можно сколько угодно говорить, что современная школа детей ничему не учит, что дети там только получают психологические травмы и т.д. и т.п. Однако со своей основной задачей школа до сих пор справляется. И задача эта несколько глубже, чем может показаться на первый взгляд. Многие уверены, что ребенок идет в школу за конкретными знаниями. Безусловно, какие-то знания он получает, но не только их. Самое главное, что ребенок получает от школы — это направление для дальнейшего развития. Хорошо, если есть родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, которые могут дать мудрый совет, что-то подсказать. Но у многих детей родители заняты, либо семья неблагополучная и до них просто никому нет дела. И в этом случае верное направление по дальнейшему пути приобретения знаний и/или профессии может дать только школа. Да, некоторым учителям сегодня просто наплевать на своих учеников, однако в любой школе найдется два-три действительно прекрасных педагога, а нередко и больше. И часто этого вполне достаточно, чтобы направить детей на верный путь.

Как учить детей в школе

Строго говоря, этот вопрос нужно задавать чиновникам из Министерства образования, однако раз уж те так плохо справляются со своими обязанностями, поразмышляем и на эту тему тоже — возможно, кто-то прочитает и прислушается. Учитель школы — это не преподаватель института, и он должен быть для ребенка, прежде всего, воспитателем, подавать пример во всем, быть настоящим руководителем — добрым и справедливым. Нужно быть таким учителем, чтобы дети тебя, по крайней мере, уважали, а в идеале — любили. Учитель должен не только уметь заинтересовать ребенка своим предметом, но и постараться развить у него интерес к обучению в целом. Я знаю множество примеров, когда жажда знаний у детей пропадала из-за безразличия учителей и даже в некоторых случаях, нелюбви учителей к своим детям. Неверно говорят, что хуже всего безразличие учителей, на самом деле еще хуже, когда учителя детей ненавидят. Такие люди не должны учить, педагог в школе — это не только знающий свой предмет человек, но, в первую очередь, высоконравственный человек, способный воспитать у своих подопечных такие качества, как чувство справедливости, умение слушать и понимать другого. Учитель должен учить детей терпению и усидчивости, формировать интерес к получению знаний. Именно таким должен быть учитель.

Основные функции школы

Я намеренно не акцентирую вопрос о получении детьми специальных знаний по тем или иным предметам, потому что этот процесс должен осуществляться в любой школе просто само собой. Таким образом, выделим две основные функции школы — воспитательную и образовательную. Любая школа должна справляться хотя бы с одной из них, только тогда можно сказать, что обучение проходит не зря. Если ребенок усвоил некие моральные принципы, то он потянется и к нужным ему знаниям. Если получил знания, то и тогда все в порядке. Вот чему учит школа, точнее — должна учить. И чтобы школа не перестала учить и воспитывать детей, нужно брать на работу только людей, действительно любящих детей, а не только знающих предмет, которому они будут учить. Да, даже человек с недостаточными знаниями, но обладающий прекрасным талантом воспитателя, гораздо лучше профессора, который детей терпеть не может. После обучения у такого дети просто не захотят ничему учиться. Разумеется, такие вопросы должны решаться на уровне директоров школ, которые должны внимательнее следить за своими кадрами. 

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях - смешные статьи, картинки и факты!